Владимир Ардаев, обозреватель МИА "Россия сегодня"
В понедельник кубинские дипломаты подняли флаг своей страны над зданием дипмиссии в Вашингтоне. Еще одно такое же полотнище появилось у входа в Государственный департамент, где размещены флаги всех государств, с которыми у Америки установлены дипломатические отношения.
Теперь эта страница взаимного недоверия и откровенной вражды перевернута. И хотя многое указывает на то, что восстановление дипломатических отношений между США и Кубой — акт, скорее, символический, однако символика эта весьма красноречива.
"Мы продолжим давить на них"
США и Куба разорвали дипломатические отношения в 1961 году, через два года после победы революции. Белый дом не хотел смириться с переворотом и неоднократно предпринимал попытки свергнуть режим Кастро, организуя то вторжение кубинцев-эмигрантов в заливе Кончинос, то покушение на лидера страны. В 1960 году Соединенные Штаты в одностороннем порядке, без санкции ООН ввели против Кубы торговое эмбарго. "Остров свободы", как называла его советская пресса, оказался в изоляции от западного мира.
Шлейф этих событий тянется во времени более полувека, хотя после распада СССР в 1991 году кубинско-российские отношения уже не были такими безоблачными. В 2003-м был закрыт российский центр электронной разведки в Лурдесе. В то же время, согласно сообщениям западных СМИ, кубинские аэродромы используются самолетами стратегической авиации ВВС России, а кубинские порты принимают российские военные корабли. США по-прежнему содержат на Кубе свою военную базу в Гуантанамо, где расположена печально знаменитая тюрьма для международных террористов.
"Кубинская оттепель", начавшаяся в отношениях между США и Кубой в конце 2014 года, не устранила наиболее существенные противоречия между странами. Вашингтон снял с Гаваны обвинение в международном терроризме, страны обменялись заключенными, отбывающими сроки за шпионаж, на Кубе выпустили из тюрем диссидентов, на чем настаивал Белый дом. Однако торговое эмбарго с Кубы так и не снято — на это требуется согласие обеих палат Конгресса США, и на то, что оно будет получено, надежды не слишком много.
"Нет никакого сомнения в том, что необходим больший прогресс со стороны Кубы, и мы продолжим давить на них в этом отношении", — сказал Эрнест.
Глава кубинского МИД Бруно Родригес на пресс-конференции в Вашингтоне высказался за отмену экономической блокады своей страны и скорейший уход американцев из Гуантанамо. В ответ госсекретарь США Джон Керри заявил, что у Соединенных Штатов нет намерений пересматривать соглашение по аренде базы американских ВМС.
Проиграет или выиграет Россия?
С лета 2014 года Россия заметно активизировала контакты с Кубой. Латиноамериканский вояж президента страны Владимира Путина, визиты на остров вице-премьера Дмитрия Рогозина и министра обороны Сергея Шойгу следовали буквально один за другим. Россия списала 90% кубинского долга, общая сумма которого составляла $32 миллиарда. Восстанавливать центр радиоэлектронной разведки в Лурдесе Москва не собирается, но российские руководители не скрывают намерений наращивать военно-техническое сотрудничество с Гаваной, не исключая создания на острове своей военной базы.
Эксперты сходятся во мнении, что произошедшее восстановление американо-кубинских дипломатических отношений вряд ли может отрицательно повлиять на процесс развития контактов Кубы с Россией.
"Во многом это пиар, что прекрасно понимают и кубинцы. Но они готовы вести диалог, готовы создавать условия для продвижения вперед, для них крайне важно экономическое оживление страны. Я думаю, что и мы заинтересованы в этом. Это значит, что будет повышена платежеспособность Кубы, с чем связаны многие проблемы в наших взаимоотношениях", — сказал в недавнем интервью РИА Новости директор Института Латинской Америки РАН Владимир Давыдов.
С ним согласен и ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов.
"Возобновление дипломатических отношений США с Кубой, так или иначе, оживит кубинскую экономику. Как минимум — заработает туристический сектор Кубы, у страны появятся реальные доходы. Значит, в Карибском море появится новый рынок, способный приобретать российскую продукцию. В том числе, продукцию российского ВПК", — говорит он.
Если в кубинском бюджете появятся дополнительные средства, то одной из первых статей расходов Гаваны станет модификация ее вооруженных сил, утверждает он. Безопасность страны остается для ее властей первостепенной задачей, а модернизация вооружений здесь не проводилась уже давно.
"Для России сейчас критически важно внимательно следить за развитием событий в этом регионе, представляющем для нашей страны потенциально большой интерес в плане развития сотрудничества. И это не только поставки вооружений, но, например, и энергетические проекты. Скажем, идея участия в строительстве трансамериканского газопровода, которая обсуждается с Бразилией в рамках БРИКС. Собственно, для Москвы важно сохранение статус-кво в тех странах, с которыми развивается партнерство, поскольку какие-то политические встряски, смены режимов всегда могут привести к пересмотру и отмене ранее намеченных планов", — рассуждает аналитик.
Любая разрядка — в том числе, между Вашингтоном и Гаваной — лишь вселяет надежду в укрепление стабильности в мире. В чем, собственно, и заинтересована Москва.
Гол в свои ворота
"Это попытка Вашингтона вернуть влияние у себя на "заднем дворе". И она напрямую связана с приближением окончания президентского срока главы Белого дома Барака Обамы", — считает Дмитрий Абзалов.
"Он уже переизбираться не будет. В этом смысле прорыв с Кубой, прорыв с Ираном — это то, что он положит в копилку Демократической партии и себе как человек, который урегулировал проблемы, которые оставили ему республиканцы", — сказал ранее РИА Новости директор Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, академик РАН Алексей Арбатов.
На деле, как утверждает Дмитрий Абзалов, "миротворческие инициативы" Обамы могут обернуться для демократов в Америке не только "плюсами", но и серьезными проблемами.
"Уже не только республиканцы, но и многие демократические лидеры, особенно в штате Флорида, выступают с критикой шагов на сближение с Кубой. Возникает реальная опасность раскола в демократическом лагере", — говорит он.
Особенно резко высказывается по поводу сближения с Кубой сенатор-республиканец из Флориды Марко Рубио — сын кубинских эмигрантов и кандидат в президенты на выборах будущего года.
"Я бы не стал возобновлять дипломатические отношения с этой антиамериканской тиранией до тех пор, пока они не произведут у себя реальные демократические преобразования. Этим шагом мы посылаем всему миру неверный сигнал — будто Соединенные Штаты принимают кубинский режим как законную и легитимную форму правления", — цитирует Рубио британская The Telegraph.
Удивительно, но его почти слово в слово повторяет председатель Национального комитета Демократической партии Дебби Шульц, которую цитирует портал Political Cortadio в Южной Флориде.
"Хорошие отношения с Соединенными Штатами надо заработать. Прежде мы должны убедиться, что кубинские власти сделали реальные шаги в области прав человека", — заявила Шульц.
"В самом деле, если проводить подобную политику без определенной жесткости, то в мире это будет истолковано как то, что, во-первых, США готовы сотрудничать с любым режимом, а, во-вторых, что любые санкции можно просто переждать. Именно так может быть воспринята ситуация и с отменой санкций против Ирана, и с восстановлением дипотношений с Кубой", — поясняет Дмитрий Абзалов.