Образованию советских прибалтийских республик предшествовали сложные политические события, в оценке которых историки до сих пор расходятся во мнениях.
После получения независимости в 1920 году Прибалтийские государства — Эстония, Литва и Латвия, стали объектами борьбы за политическое влияние между Германией, СССР, Францией и Англией. К концу 1930-х годов основными соперниками за влияние в странах региона стали Германия и Советский Союз.
В августе 1939 года был подписан договор о ненападении между Германией и СССР, известный как пакт Молотова-Риббентропа, с секретным протоколом о разделе сфер интересов в Восточной Европе. Согласно протоколу, страны Прибалтики были отнесены к сфере советских государственных интересов, но официально об этом не только не заявлялось, но всячески отрицалась сама возможность такого соглашения.
Решая свои военно-стратегические задачи, руководство Советского Союза начало активно действовать в Прибалтике. В сентябре 1939 года начались переговоры СССР с тогдашними правительствами Эстонии, Латвии и Литвы о возможности размещения на их территории советских войск и базирования флота. Переговоры были успешными.
Ввод контингента советских войск в Прибалтику привел к активизации в балтийских странах антисоветских сил.
Дальнейшие события показали, что правительства прибалтийских республик проводят антисоветскую политику, не соблюдают подписанные договоры с СССР и взяли курс на сговор с Германией. С учетом данного обстоятельства Советское правительство 14 июня 1940 года предъявило ультиматум Литве, а 16 июня — Латвии и Эстонии с требованием сформировать правительства, способные обеспечить выполнение заключенных договоров, а также допустить на территории республик дополнительные контингенты советских войск.
Условия были приняты. 15 июня советские войска вошли в Литву, а 17 июня — в Эстонию и Латвию. Во всех трех странах были сформированы дружественные СССР правительства во главе с Юстасом Палецкисом (Литва), Йоханнесом Варесом (Эстония) и Августом Кирхенштейном (Латвия). Новые правительства сняли запреты на деятельность коммунистических партий и назначили внеочередные парламентские выборы.
14 июля 1940 года состоялись выборы в Народные сеймы Литвы и Латвии и Государственную думу Эстонии. На выборах во всех трех государствах победу одержали прокоммунистические блоки (союзы) трудового народа.
Новое руководство прибалтийских стран провозгласило свои республики советскими социалистическими, после чего последовали обращения в Верховный Совет СССР с просьбой об их принятии в состав Союза.
3 августа 1940 года Литва была включена в состав СССР как Литовская Советская Социалистическая Республика. А 5-6 августа границы Союза распространились также на Латвийскую и Эстонскую ССР.
Значительная часть населения Прибалтики восприняла вхождение в СССР как оккупацию и отказывалась принимать советские порядки.
Летом 1941 года, после нападения Германии на СССР, Прибалтика была оккупирована немецкими войсками и включена в состав рейхкомиссариата Остланд. В 1944-1945 годах, в результате Прибалтийской операции, капитуляции немецких войск в Мемеле и Курляндском котле, Прибалтика вернулась в состав СССР.
В 1988 году страны Балтии взяли курс на выход из состава СССР. В 1990 году после победы Народных фронтов на выборах в Верховные Советы этих республик были приняты документы, провозглашающие их независимость и основанные на отрицании законности их присоединения к СССР.
Со стороны СССР признание независимости Эстонии, Латвии и Литвы последовало осенью 1991 года и было оформлено постановлениями Государственного Совета СССР.
Часть зарубежных историков и политологов характеризуют события 1940 года в Прибалтике как оккупацию и аннексию независимых государств Советским Союзом. Этот тезис нередко использовался официальными кругами стран Балтии для обоснования дискриминации русскоязычного населения.
Советские, а также современные российские историки настаивают на добровольном характере вхождения прибалтийских государств в состав СССР.
МИД России рассматривает присоединение Прибалтики к СССР как соответствующее нормам международного права того времени. По мнению ведомства, для правовой оценки ситуации, сложившейся в Прибалтике в конце 30-х годов прошлого века, термин "оккупация" не может быть использован, поскольку между СССР и прибалтийскими государствами не было состояния войны и вообще не велось военных действий, а ввод войск осуществлялся на договорной основе и с ясно выраженного согласия существовавших в этих республиках тогдашних властей.
Кроме того, в Латвии, Литве и Эстонии на протяжении всего периода их пребывания в составе Советского Союза, за исключением времени оккупации Германией этой части территории СССР в годы Великой Отечественной войны, действовали национальные органы власти.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников