Сергей Варшавчик, для МИА "Россия сегодня"
21-22 июля 1940 года парламенты Литвы, Латвии и Эстонии провозгласили на территории своих стран советскую власть, после чего в начале августа того же года были приняты в качестве социалистических республик в состав СССР. Тем самым Советский Союз отодвинул границу на запад, создав перед войной стратегическое предполье для своей обороны.
Никто не хотел уходить
Прибалтика издавна была сферой геополитических интересов германских государств и России. Онемечивание здешних мест началось еще в ХII веке, силами германского рыцарско-католического ордена меченосцев. После победы в Северной войне и присоединения к Российской империи (в первой половине ХVIII века) начиналась постепенная русификация Прибалтийского края. Однако до революции количество этнических немцев (так называемых, остзейских), проживающих в Курляндской, Лифляндской и Эстляндской губерниях, пусть и ненамного, но превышало число русских подданных.
В Первую мировую Прибалтика стала ареной ожесточенных боев между русскими и германскими войсками. Северный фронт был сферой особо пристального внимания русской Ставки, поскольку это направление защищало столицу империи — Петроград.
После окончания войны, в 1918-1920 годах германцы не хотели покидать Прибалтику. Добровольческие вооруженные формирования, сформированные из остзейских немцев и солдат бывшей кайзеровской армии, воевали сначала с частями местной Красной Армии, а затем с национальными силами Латвии и Эстонии. Впоследствии многие выходцы из таких добровольческих группировок стали активными нацистами в период Третьего рейха.
Левые и правые силы
Россия, досрочно выйдя (в результате двух революций 1917 года) из рядов Антанты, тоже утратила влияние на свои бывшие остзейские губернии, которые стали независимыми государствами.
Гражданская война, полыхавшая на территории экс- Российской империи, как пылесосом "вытянула" из Прибалтики активные левые силы. В частности, латышские стрелки стали наиболее боеспособными частями Красной Армии, своими штыками установив в России Советскую власть. "Дома" же остались более правые, националистические силы. Но, несмотря на сложившееся положение вещей, практически все стороны понимали, что эта ситуация — временная, основные события еще впереди.
Прибалтийские государства заключили в 1934 году договор о военном союзе, получившего название Балтийской Антанты. Инициатором стала Литва, которая хотела заручиться военной поддержкой соседей в многолетнем конфликте по поводу Виленского края. Древняя столица княжества Литовского (город Вильно с прилегающими территориями) в результате польско-литовской войны 1919-1920 гг. находилась в составе Польши.
"Восточный пакт"
Понятно, что СССР, которого с Прибалтикой связывали исторические и политические корни, не мог оставаться в стороне. К тому же, набиравший силу германский национал-социализм с его активным антикоммунизмом и доктриной захвата земель на Востоке не мог не беспокоить Москву. И не только ее.
В конце 1933 года Советский Союз и Франция предложили ряду стран, в том числе и прибалтийским, заключить "Восточный пакт" на случай германской агрессии против кого-либо из участников договора о коллективной безопасности. Подписание не состоялось — из-за отказа Польши и Румынии, а также казуистических требований Великобритании.
Клайпедский ультиматум
К весне 1939 года в Европе отчетливо запахло порохом новой войны. После Мюнхенских соглашений 1938 года, когда нацистами была захвачена западная часть Чехословакии, настала очередь восточной ее части. Сгущались тучи и над Прибалтикой.
22 марта 1939 года Германия предъявила Литве ультиматум с требованием вернуть Клайпедский край (входивший когда-то в состав Восточной Пруссии) Третьему рейху. Требование было выполнено, после чего 23 марта в Клайпеду вошли пехотные и танковые части вермахта, с моря подошла флотилия военных кораблей во главе с крейсером "Дойчланд", которая высадила в порту морских десантников.
После этого в город прибыл Гитлер, который принял военный парад и произнес с балкона городского театра напыщенную речь.
Балтийская Антанта даже пальцем не пошевелила, чтобы как-то защитить Литву, не говоря о Франции и Англии. Напротив, британский уполномоченный в Клайпеде передал Гитлеру заявление своего премьер-министра Невилла Чемберлена, в котором тот услужливо заверял фюрера, что "полностью понимает необходимость урегулировать этот вопрос".
Слом версальской системы
К концу марта в Клайпеде, переименованной в Мемель, были развернуты 3 батареи береговой артиллерии и одна зенитная батарея, началось строительство военного аэродрома, ДОТов и подземного хранилища топлива. Порт стремительно превращался в базу германских военных кораблей, а Гитлер, подводя в рейхстаге итоги захвата Австрии, Чехословакии и Клайпеды, назвал это "необходимым вкладом в дело мира".
На очереди было детище Версальского договора — Польша. Германский рейхсканцлер понимал, что польскую "пилюлю" Чемберлен и его французский коллега уже не смогут проглотить не поморщившись.
Между тем, СССР вновь предложил всем заинтересованным сторонам заключить "Восточный пакт". Однако прибалтийские страны предпочли гарантии со стороны Германии, нежели Советского Союза.
Тем не менее, назревала серьезная война, в которой — как ни странно это выглядит теперь — Гитлеру потребовалась помощь злейшего идеологического врага, СССР. Ни нацистская Германия, ни советская Россия не были заинтересованы в существовании франко-британской версальской системы европейской безопасности, которая отобрала у них утраченные территории и былое влияние.
Пакт стратегических врагов
Вместе с тем, оба государства понимали, что остаются стратегическими противниками, и будущая война между ними — лишь вопрос времени. Но Гитлер не хотел, чтобы во время Польской компании русские ударили ему в спину, а Сталин был не против того, чтобы германские войска разделались с Польшей и ее франко-британскими союзниками, которые последовательно отказывались вступать с СССР в какие-либо оборонительные союзы.
Историческая сделка получила название "пакт Молотова-Риббентропа", она включала почти всю Прибалтику (за исключением части Литвы) в сферу интересов СССР. Надо отметить, что в октябре 1939 года после Польского похода Красной Армии, большая часть злополучного Виленского края во главе с Вильнюсом была Советским Союзом передана Литовской республике.
Осенью 1939 года СССР заключил с прибалтийскими странами договоры о взаимопомощи, согласно которым в эти республики вводились ограниченные контингенты советских войск. Говоря современным языком, создавались военные базы, направленные на укрепление северо-западного направления.
Антипатичная персона
Уинстон Черчилль, занимавший тогда пост первого лорда британского адмиралтейства, с пониманием отнесся к этим шагам Советского Союза, отметив, что это сокращает возможное жизненное пространство для Гитлера. В свою очередь, президент Латвии Карлис Ульманис заявил, что заключенный договор с СССР служит укреплению границ обеих государств.
Оглушительный разгром франко-британских войск в мае-июне 1940 года заставил Советский Союз обеспокоиться возросшим влиянием Германии в Европе в целом и в Прибалтике, в частности. Например, тревогу вызвал визит начальника госбезопасности Литвы Аугустинаса Повилайтиса в Берлин, в ходе которого он, по поручению президента Антанаса Сметоны, предложил немцам включить республику в состав Третьего рейха. Те ответили согласием, отметив, однако, что смогут сделать это не раньше конца года.
Личность самого Сметоны, пришедшего к власти в результате военного переворота 1926 года, в ходе которого были расстреляны руководители местной коммунистической партии, была крайне антипатична Москве, и членам ЦК ВКП (с) было очевидно, что во главе страны нужен более лояльный политик. Как впрочем, и в других прибалтийских республиках.
Гримаса Истории
14-16 июня 1940 года советское правительство потребовало от своих прибалтийских коллег привести к власти более дружественные политические силы и разрешить ввести дополнительные контингенты войск РККА. Ультиматум был принят всеми, кроме Сметоны, который пытался организовать сопротивление. Но его никто не поддержал, и он вынужден был бежать в Германию.
Вновь сформированные правительства Литвы, Латвии и Эстонии сняли запрет на деятельность коммунистических партий и назначили новые выборы в местные парламенты, на которых победу одержали левые силы, объявившие, в свою очередь, в июле 1940-го о создании Литовской ССР, Латвийской ССР и Эстонской ССР.
История в очередной раз состроила ироническую гримасу — советская власть в Прибалтике воцарилась с помощью СССР, в котором ранее эту власть помогли установить выходцы из бывших остзейских губерний.
Присоединение новых социалистических республик к Советскому Союзу 3-6 августа 1940 года позволило отстрочить появление союзных Третьему рейху государств и дало время и возможность для укрепления Прибалтийского направления. Менее через год, в тяжелейшем для советской России 1941 году, бойцы и командиры Красной Армии сражались в Прибалтике более двух месяцев, не позволив вермахту с ходу взять второй по значимости город страны — Ленинград.