УРУМЧИ, 18 июл — РИА Новости. Синьцзян-Уйгурский Автономный Район (СУАР) — самый противоречивый регион в Китае. Основными национальностями в СУАР являются уйгуры (46,4%) и этнические китайцы — ханьцы (39,3%), а всего здесь проживают представители 55 национальностей. В Синьцзяне ведется масштабное строительство различной инфраструктуры, но развитие района сталкивается с рядом трудностей, обусловленных спецификой многонациональности. В жизни современного Синьцзяна попытался разобраться корреспондент РИА Новости.
"Большой базар" в Урумчи: несколько больших зданий в восточном стиле, в каждом из которых два, три или более этажей. Вокруг в основном уйгуры, также можно встретить казахов, ханьцев, иностранцев. Кругом вывески как на китайском, так и на арабском. Множество различных товаров, начиная от ковров и заканчивая чучелами животных.
Раздается вопрос на китайском: "У вас есть традиционные китайские чайники?". В ответ тишина. Спустя несколько секунд продавец, посмотрев на своего коллегу и поняв по глазам вопрос, отрицательно кивает головой и молча указывает на один из стоявших на столе чайников в арабском стиле. Нетипичный Китай.
Масштабная стройка
Автобусы с журналистами следуют в зону экономического и технического развития Урумчи. Вокруг по пути идет масштабная стройка: строятся жилые дома, офисы, парки, предприятия.
"Как много у вас тут строят, куда ни посмотришь — везде строительная техника", — говорит один из журналистов переводчику Роберту, который является ханьцем и зовут его на самом деле Цзоу Бинь. "Да, вы правы. Власти решили развивать Синьцзян", — отвечает тот на великолепном английском.
Общая площадь зоны составит 480 квадратных километров. Она создается на правительственном уровне. В ее пределах уже размещены или будут построены мощности более 20 крупных компаний. Также в зоне будут существовать отдельные кластеры по отраслям: пищевая промышленность, тяжелая промышленность, нефть и автомобилестроение.
"Цель строительства — развитие Синьцзяна в целом", — говорит представитель пресс-службы Урумчи, рассказывающая о зоне. Она также этническая китаянка. При этом она не отвечает на вопрос о сроках окончания строительства.
Журналистов привозят на следующую "точку" — в компанию, производящую ветрогенераторы. Ухоженная территория, большое количество охраны, подстриженные газоны, спортивная площадка, видеонаблюдение.
Официальный представитель компании Тань Инь, этнический китаец, живо и с интересом рассказывает о работе предприятия, планах на будущее, его участии в программе развития СУАР. По его просьбе рабочие приостанавливают работу и дают осмотреться по сторонам. Практически все они ханьцы.
Есть своя масштабная стройка и в городе Алтай в Алтайском регионе на севере СУАР, основу экономики которого составляет животноводство. Здесь ведется строительство нового южного района города.
"По плану развития, с 2011 года, благодаря масштабным строительным работам, площадь Алтая увеличилась с 10 до 16 квадратных километров", — сказал представитель местной администрации.
Согласно законодательству КНР, граждане имеют право приобретать жилье в аренду на 70 лет. При этом земля, на которой построено здание, продолжает принадлежать государству. Стоимость жилья постоянно растет: к примеру, цены в 10 крупнейших городах КНР выросли по сравнению с прошлым годом более чем на 8%. Средняя стоимость квадратного метра в крупнейших городах Китая варьируется от 1,5 тысячи до 5 с лишним тысяч долларов.
Администрация города Бэйтунь, находящегося к югу от Алтая, также рассказала о масштабном строительстве в городе.
"Раньше Бэйтунь, по сути, был местом дислокации военного гарнизона, статус города приобрел в 2010 году. Утвержден план развития до 2030 года, по нему с 2012 года ведется строительство новых районов", — сказал представитель местного департамента информации.
Масштабы строительства действительно большие: уже построены целые кварталы, новые дороги, сады. В одном из новых детских садов, расположенных на достаточном отдалении от центра города, чисто и ухожено. Его посещают 260 детей, преимущественно казахи и хуэйцы — китайские мусульмане.
"Эти районы пока что не заселены", — отвечает представитель местной администрации на вопрос о том, кто живет в новых домах вокруг детского сада.
Экономика с особенностями
Районы СУАР отличаются в экономическом плане. Если основу экономики Урумчи составляет промышленное производство, то, как и в Алтайском регионе, на западе Синьцзяна в районе города Тачэн преобладает животноводство. Кроме этого здесь, как и в Турфане, развито сельское хозяйство, однако специфика его отличается.
"В Турфане выращивают более 700 сортов винограда, а всего возможно выращивание более двух тысяч", — говорит журналистам экскурсовод, которая, как и 76% жителей города, является представительницей нацменьшинств — уйгуркой.
Вокруг города в пустыне в Турфанской впадине, водоснабжение которого осуществляется за счет подземных тоннелей (корезов) с водой из гор Тяньшань, многочисленные виноградники. Часть винограда выращивают предприятия, производящие вино. Остальное — местные жители для продажи или для себя. Также можно встретить плантации с дынями и арбузами.
"Мы разводим овец, выращиваем сельскохозяйственные культуры. Как видите, территории у нас подходящие", — с гордостью говорит местный житель-казах в пригороде Тачэна. Вокруг просторы, луга, пахнет травами, а рядом с жилищем хозяев установлена солнечная батарея, которая питает технику.
При всем масштабе строительства промышленных и сельскохозяйственных предприятий одной из проблем Синьцзяна является нехватка кадров.
Власти КНР стимулируют переселение в СУАР высококвалифицированных работников из числа этнических китайцев. Им предоставляется хорошая работа и социальные льготы, которых зачастую не имеют нацменьшинства, живущие тут. Помимо этого, власти стараются "разбавить" местное население для увеличения доли ханьцев. Это достигается, в частности, за счет найма работодателями из других регионов местных жителей, в основном, уйгуров. Для сравнения: в начале 1940-х годов в СУАР проживало менее 10% ханьцев, сейчас — почти 40%.
"Раньше здесь была пустыня. Но после того как нашли нефть, стали строить город. Мы планируем развиваться и дальше", — говорит журналистам в поездке по городу Карамай этнический китаец — представитель администрации города.
Карамай начал свою историю в середине 1950-х годов после обнаружения здесь нефти. Город является нефтедобывающим центром всего Синьцзяна. В городе чисто, много деревьев. Здесь живут преимущественно ханьцы — более 70%.
Большинство населения, по словам собеседника, работают в нефтедобывающей отрасли города. "Вот парк для занятий спортом. Нет, он открыт с 7 утра и до полуночи. Большинство жителей — рабочий класс, им на работу вставать", — отвечает он на вопрос, можно ли прийти в парк отдохнуть, например, ночью.
На следующий день журналистов привезли на базу бригады местной нефтедобывающей компании в пригороде Карамая. В ее составе 22 человека, десять из которых — ханьцы. Руководитель по фамилии Бак — казах.
"Он один из 100 технических специалистов во всем Китае в этой отрасли, при этом единственный не этнический китаец", — с улыбкой и гордостью говорит другой казах из бригады, добавляя, что их руководитель "много и упорно учил китайский, чтобы сдать необходимые экзамены и доказать квалификацию".
Безопасность района
Переселение в СУАР этнических китайцев решает еще одну проблему района. Синьцзян в плане безопасности является самым нестабильным регионом КНР. На его территории, по данным властей, действует террористическая организация "Восточный Туркестан", которую Пекин подозревает в связях с международными террористическими организациями, в частности с "Аль-Каидой". С мая 2014 года полиция пресекла деятельность 181 террористической группировки в Синьцзяне. В июне в СУАР также был отменен режим антитеррористической операции, введенный в прошлом мае после теракта на рынке в Урумчи, унесшего жизни 39 человек.
На входе во многие публичные места у охраны на случай ЧС есть шлемы, дубинки, каски и щиты. Где-то дежурят полицейские. В целом, во многих городах Синьцзяна полиции не очень много. Однако можно встретить бронированные полицейские автомобили, похожие на российские "Тигры". На КПП на платных дорогах досмотр автотранспорта весьма тщательный.
"Пожалуйста, пройдите к следующему окну, чтобы убедиться, что в вашем багаже нет ничего противозаконного или опасного", — сказала сотрудница аэропорта в Тачэне после регистрации на рейс до Урумчи.
Возле следующего окна сидел сотрудник службы безопасности, который осмотрел журналистов с ног до головы и с невозмутимым и суровым взглядом проставил печать в билете, подтверждающую отсутствие опасных предметов в багаже.
Будущее Синьцзяна
"Уже с завтрашнего дня будет много работы. Буду готовиться к приезду новой группы журналистов. Приезжай еще в Синьцзян, уверен, через несколько лет он будет выглядеть по-другому", — по-дружески сказал корреспонденту РИА Новости Ван Чживэй, работающий в департаменте информации Урумчи. Он тоже этнический китаец. По его словам, он с марта готовил пресс-тур для журналистов и за это время у него было "от силы два-три выходных дня".
"Я три года учился в Квебеке (Канада). У нас многие здесь (в СУАР) учат английский, он сейчас нужен. Вообще, у нас весь район развивается, сам видишь, много чего строится", — добавляет он.
В беседе в последний день перед отъездом в Москву он и переводчик Роберт признаются, что среди их знакомых уйгуров или казахов практически нет. При этом они оба отлично говорят по-английски, активно пользуются соцсетями, не раз были за границей, где завели друзей.
В аэропорту в автобусе, который вез до самолета, встретилась группа местных узбеков. На борту стало понятно, что они понимают по-китайски достаточно плохо. На вопрос стюардессы "Что желаете: колу или сок?" один из них, замешкавшись и пошевелив губами, не ответил ничего, лишь показав пальцем на бутылку с газировкой и на свой стакан.