На фоне экономических санкций против России со стороны западных стран и падения курса рубля автомобильный рынок переживает непростые времена. Концерн GM вообще ушел из России, другие ищут способы удержаться на фоне падения спроса. О том, почему японский автоконцерн Mazda Motor Corporation не собирается уходить из России, и о будущем автомобилестроения в интервью корреспонденту РИА Новости Ксении Наке рассказал представитель высшего эшелона руководства компании, глава департамента мировых продаж и маркетинга Ясухиро Аояма.
— Сейчас из-за падения курса рубля некоторые иностранные автопроизводители объявляют об уходе с российского рынка или сворачивании проектов в России. Какова стратегия Mazda в этом направлении? Каково ваше видение ситуации на российском рынке? Каковы планы на ближайшие годы и на более отдаленное будущее относительно завода во Владивостоке, который вы построили в 2012 году?
— Как вы и сказали, в 2012 году мы построили завод MSMR ("Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус"- ред.) Завод на основе CKD (Сomplete Knock Down, полноразборный — ред.), но он рассчитан на постоянный и бесперебойный выпуск 30 тысяч автомобилей в год. Этот завод должен работать на полную мощность, собирать импортированные из Японии модели, и мы намерены продолжать этот бизнес на долгосрочной основе. В России очень много дилеров и важных партнеров Mazda, поэтому организация заводского производства — это основа, и, по крайней мере, в течение ближайших трех лет мы будем формировать наш бизнес в таком виде. В разных странах в разное время происходят спады и подъемы в экономике, ситуация становится лучше или становится хуже. Поэтому в тяжелый период мы придерживаемся стратегии не создавать затоваривания на складах — это базовый подход. Чтобы обеспечить продолжительный бизнес с торговыми партнерами на местах и с партнерами по производству, мы намерены преодолеть кризис таким вот способом управления.
— То есть вы не собираетесь уходить с российского рынка?
— Да, совершенно верно. Таков наш основной курс.
— Что вы думаете о будущем автомобиля? Будут ли это автомобили на водороде или биотопливе или гибридные автомобили?
— Если мы отложим вопрос об отдаленном будущем и будем говорить о ближайших годах, то с точки зрения инфраструктуры, энергетического КПД я считаю, что автомобили на биотопливе или водороде так быстро не завоюют себе место на рынке. Поэтому Mazda применяет стратегию, которая предполагает возможность использования наших автомобилей в любой стране мира, а значит, речь идет о двигателе внутреннего сгорания. За основу мы берем наиболее эффективную комбинацию двигателя внутреннего сгорания и электричества.
— Какова стратегия компании в отношении стран с интенсивно развивающейся экономикой?
— Конечно, основа работы здесь — автомобили с двигателем внутреннего сгорания. С точки зрения приспосабливаемости к существующей рыночной среде это самый эффективный способ добиться низкой цены. Но мы не собираемся производить автомобили специально для развитых стран или специально для стран с развивающимся рынком. Мы хотим использовать сильные стороны Mazda, чтобы внести свой вклад в экономику развивающихся стран. Мы намерены твердо придерживаться этого курса.
— Если можно, расскажите, пожалуйста, конкретнее, каким образом Mazda собирается вносить вклад в экономику этих стран?
— Основа стратегии нашей компании — это содействие и вызов. Страны с развивающимися рынками — с точки зрения обычного здравого смысла это означает низкий уровень цен и дешевые машины. Обычно считается, что для этого необходимо идти на компромиссы, чтобы соответствовать ожиданиям рынка. Мы хотим предложить множеству потребителей в странах с развивающимся рынком доступную машину с двигателем внутреннего сгорания, но который щадит окружающую среду и обеспечивает в то же время радость вождения. И потом, в странах с интенсивно развивающейся экономикой — Таиланде, Малайзии, Вьетнаме, России, Мексике — мы создаем свои заводы. И рассчитываем пустить там корни, закрепиться и развернуть бизнес, внося свой вклад в экономику, культуру каждой страны. Через долгосрочное партнерство создать отношения, которые позволили бы нам развивать наш бизнес. В этом смысле так же мы говорим о нашем желании внести свой вклад в развитие этих стран.
— Какая страна, по-вашему, является наиболее перспективной с точки зрения роста рынка? И какой стране, на ваш взгляд, наиболее подходят ваши автомобили? На каком рынке и отвечая на какие запросы потребителей ваши автомобили смогут лучше развиваться?
— В физическом смысле, то есть по количеству продаж, самый большой рост сейчас у нас в Северной Америке. То есть там мы уже сейчас наблюдаем этот рост в процессе развития. Но если говорить о том, на какой рынок мы хотели бы сделать основной упор, то мы стараемся учитывать особенности рынка каждой страны. Например, в Северной Америке — большие автомобили, в Азии — недорогие машины и так далее. Вне зависимости от того, Северная ли это Америка, или Азия, или Европа, или Япония, — в целом мы везде ведем общую маркетинговую и торговую политику.
— Ваш прогноз будущего японской экономики, курса иены и будущего автопрома?
— Мы не можем контролировать валютный курс, разумеется. Конечно, благоприятный курс, а именно дешевая иена, в конечом счете создает для нас благоприятную обстановку, но поскольку мы не можем быть точно уверены в том, когда и как изменится курс, мы сохраняем стабильность бизнеса за счет снижения рисков. Для этого мы создали завод в Мексике, который будет поставлять машины, будет ориентирован на долларовую зону. А также оттуда, как из отправной базы, мы можем осуществлять экспорт в Европу. То есть он будет ориентирован и на еврозону. Мы уверенно опираемся на этот курс, чтобы вне зависимости от тенденции дешевой иены или дорогой иены в любой ситуации уметь контролировать риски. Мы хотим расти благодаря такому ведению бизнеса.
— Есть разные способы нивелирования рисков. Какой способ вы считаете наиболее эффективным?
— Как я уже говорил, это увеличение производства за границей. Таким образом мы старамся избегать рисков. Но при этом мы хотим сохранить производство в Японии на уровне 850 тысяч автомобилей как минимум. Таким образом мы сможем обеспечить рабочие места в Японии и производить товар стабильно высокого качества. Но при этом развивать и наращивать производство за границей.
— Стратегия компании изменилась каким-то образом после начала экономического курса премьер-министра Синдзо Абэ — "абэномики"?
— Если коротко, то изменений в стратегии нет. Mazda — предприятие, заработавшее себе в Японии солидное положение и обладающее соотвествующей производственной структурой. И как я сказал ранее, мы организовали производство так, чтобы и при высоком курсе иены, и при низком получать стабильный рост прибыли. Для этого необходимо сокращать уязвимость в отношении иены. В этом заключается основная стратегия. Поэтому хотя краткосрочно "абэномика" и привела к дешевой иене и в отношении экспорта увеличивает прибыль, но это не меняет нашей основной стратегии. В этом отношении изменений нет.
— Расскажите, пожалуйста, о партнерстве и сотрудничестве Mazda и Toyota, о котором было объявлено в мае. Как известно, речь идет о привлечении "зеленых" технологий Toyota, но означает ли это привлечение инвестиций от Toyota в вашу компанию?
— Прежде всего необходимо сказать, что это сотрудничество будет взаимным и взаимовыгодным. Оно коснется и технологий, и товаров. Что же касается привлечения капиталов от Toyota, то этого не будет. И планов таких нет. Если говорить о конкретике и областях сотрудничества, то мы создадим совместный комитет, который будет рассматривать эти вопросы и обсуждать их. Поэтому пока, на сегодняшнй день, конкретные сферы дальнейшего сотрудничества еще не определены. В линейке Mazda есть бензиновые, дизельные и гибридные автомобили, но самой насущной задачей является разработка высокоэффективного двигателя внутреннего сгорания. Направление развития Mazda в будущем, в том числе и при сотрудничестве с Toyota, изменяться не будет. Это наше собственное направление, и меняться оно не будет. Мы настроены сохранить его и в будущем. В целом же это сотрудничество с Toyota будет заключаться в том, чтобы соединить особенности и сильные стороны наших двух компаний, но при этом уважать бренды обеих компаний и искать территорию, на которой мы можем вести бизнес. Возможно, вы знаете, мы уже сейчас получили от Toyota гибридную систему и производим гибридный автомобиль Mazda3. То есть мы используем гибридную систему Toyota, но создаем уникальный продукт в духе Mazda. И в будущем, я думаю, область совместного бизнеса также будет складываться, исходя из следования этой концепции. Цель — соединить особенности наших двух компаний, но чтобы в конечном счете это послужило усилению брендов и Toyota, и Mazda. Мы рассчитываем на такое применение этой области (совместного бизнеса двух компаний — ред.).
— Mazda находится в Хиросиме, в городе с такой непростой историей. Повлияло ли это на вашу компанию? Есть ли какие-то специфические особенности? Сделало ли это ваш бизнес проще или, наоброт, осложнило?
— Я считаю, то, что мы родились в Хиросиме и выросли в Хиросиме, — это до сих пор явлется важным фактором философии Mazdа, это один из тех факторов, которые создали наш дух, это важная отправная точка. Компания приняла вызов времени, когда надо было восстанавливать производство и залечивать раны от трагедии той войны. У нас есть история принятия вызовов. Mazda — предприятие, которое родилось и выросло в этой атмосфере, и у нас есть дух вызова. У нас и сейчас в компании применяется принцип "всегда принимай вызов". В корпоративной стратегии и новых планах, утвержденных компанией в апреле этого года, мы говорим о необходимости работать, самим получая удовольствие от новых вызовов, и вносить вклад в обогащение жизни наших потребителей. Духовная основа Mazda, рожденной в Хиросиме, — это такая структура мышления, которая идет на принятие вызова. Это и структура компании. Это наша отправная точка.