Литовский режиссер Эмилис Веливис, фильмы которого уже сравнивают с творчеством Тарантино, приехал в Москву снимать молодежный фантазийный боевик. Кинолента "Крылья" выйдет на экраны в 2016 году. Продюсерами картины стали Рубен Дишдишян, Вадим Горяинов и Леонид Ярмольник. В главных ролях — Иван Янковский, Любовь Аксенова, Леонид Ярмольник, Михаил Евланов, Сабина Ахмедова, Евгения Добровольская, Кристина Бабушкина, Михаил Горевой. Съемки продлятся 2,5 месяца и завершатся в середине сентября. Бюджет картины составит 200 миллионов рублей.
О том, что привело литовского гостя в Москву, почему политика не может повлиять на искусство, как смешивать жанры и как выбирать актеров на роли, Веливис рассказал корреспонденту РИА Новости Ирине Андреевой.
— Эмилис, сразу первый вопрос к вам — почему вы решили снимать в России?
— Я не первый раз в России, второй. Все было очень по-простому: мне прислали сценарий, я поговорил с продюсерами, мы договорились и я приехал.
— Вы сняли самый успешный в истории Литвы фильм, который можно отнести сразу к нескольким жанрам — и боевик, и комедия, и черный юмор, который в русском переводе знают, как "Занесло". Почему вы снимаете в таком стиле?
— Меня всегда спрашивают, почему я снимаю в таком жанре, а я всегда в ответ спрашиваю "какой жанр"? Потому, что там смешанный жанр. Это называется black comedy, а ее можно делать романтической, можно в стиле экшен, а можно триллер. У меня больше экшен, можно сказать, триллер, но без героя.
Когда есть чистый классический триллер, когда один герой — это то, что мы делаем сейчас ("Крылья"), все построено на смешении жанров триллер и фэнтези.
— Насколько съемки на Западе отличаются от съемок в России?
— Я снимал в Германии, Англии и Литве, немного в Польше. Разные школы, разные подходы, характер съемочной команды, людей, качества работы — все разное. При этом есть очень много похожего, так как кино везде кино. Ментальность другая.
— Для какого зрителя вы снимаете новый фильм — для российского или надеетесь, что фильм, может быть, заинтересует и зрителей за рубежом?
— Может быть, да. По крайней мере, я стараюсь, чтобы фильм был интересен любому зрителю. То, что я видел, что делают российские коллеги с этим жанром, я хочу сделать немного по-другому.
— Вы еще не сняли "Крылья", а его уже начинают называть российскими "Сумерками"…
— Я бы сказал, что у нас смешанный жанр. Когда спрашивают, на что будет похоже, я отвечаю — ни на что, если отталкиваться от чего-то конкретного, но некоторые фрагменты других жанров, конечно, будут присутствовать. Например, будут фрагменты жанра фильма "Люди в черном" (Men in Black) с черным юмором и иронией, будет и романтичная тема, как в "Сумерках" (Twilights).
— Политика, к сожалению, сейчас имеет огромное влияние на все сферы жизни и на культуру в том числе. Как у вас на родине в Литве отнеслись к тому, что вы едете снимать в Россию?
— Политики пусть ругаются, нормальные люди всегда относятся нормально. Все знают мой характер и знают, что я свободный человек, человек мира и еду туда, куда я хочу.
— Как сейчас развивается кино? Куда сейчас направлено его развитие?
— Некоторое время назад, скажем, пять лет назад, я видел тенденцию ремейков. То, что снималось 30-50 лет назад, это вытаскивалось и переделывалось. Я думаю, что это был чисто продюсерский шаг — инвестиции в фильм очень рискованны. А так то, что было 50 лет назад в Америке, вытаскивали, смотрели, что людям нравится, и переделывали. Сейчас уже видно, что тенденции меняются, но в какую конкретно сторону, сказать очень трудно. Всегда бывают волны, например, можно отследить по фестивалям: в одни год фестивали больше любят триллеры и экшен, в другой — драмы и детективы, в третью волну бывает резкий поворот в сторону арт-хауса. Такие волны будут всегда, и это нормальная тенденция.
— А вы готовы сменить жанр в своем творчестве?
— А я всегда меняю. Этот жанр у меня тоже в первый раз. Я никогда не делал фэнтези. У меня в багаже триллеры, боевики, детективы. А фэнтези — для меня первый раз. И я могу сказать, что я горжусь, что взялся за это. Некоторые моменты, которые ты еще не знаешь, можно изучить получше, поглубже, занимаешься самообразованием, изучаешь этот жанр, а потом пытаешься сделать то, что еще не делали другие.
— По какому принципу вы отбирали актеров для этого фильма?
— По своему видению. Вижу персонажа в сценарии и смотрю на типаж. Даю задание — смотрю, как актер делает. Нравится — беру.
— А как вам работается с Леонидом Ярмольником?
— Я очень рад, что он согласился сыграть в фильме. Он смотрит на предстоящую работу с большими амбициями. Мы меняем его характер, и вы не узнаете его в этом фильме. Все фильмы, которые я пересмотрел с ним до этого, наш фильм будет для него первым подобным амплуа в его жизни. Вот увидите.
— Помимо этого, у вас в фильме играют молодые актеры. Как вам их школа мастерства?
— Школы у молодых актеров очень разные. Они служат в разных театрах. Во время выбора актеров для фильма я всегда спрашивал: "Из какого вы театра?" К нам приходили сотни людей. И они все называли разные театры. А я был удивлен, разве в Москве столько театров? У каждого руководителя, режиссера театра есть стиль работы, подход. Но несмотря на это, актеру необходимо увидеть, что там внутри, талант к этому персонажу, как он чувствует героя, подход его, что актер думает про персонаж, его суть. Я разговариваю с актером, а не просто смотрю, вижу его, расспрашиваю про любимые фильмы, какие нравятся — не нравятся. Все в целом это выдает человека. На подготовку к съемкам здесь в России у меня ушло пять месяцев.
— Какой советский или российский фильм вам нравится?
— Я нереально люблю экранизацию пьесы Булгакова "Собачье сердце". Нереальный, очень хороший фильм, я читал произведение, и фильм сделан очень иллюстративно. Это очень редкий прецедент, чтобы материал из книжки так попал в фильм. Мне он очень нравится, и я много раз его смотрел. Еще люблю первую экранизацию "12 стульев". Иногда, когда бывает время, всегда смотрю.