МОСКВА, 14 июл — РИА Новости. Соглашение по Ирану благоприятно скажется на ситуации на Ближнем Востоке, а российско-иранское сотрудничество в области мирного атома будет способствовать взаимодействию двух стран и в других областях; однако с экономической точки зрения снятие санкций с Ирана может иметь негативные последствия для российской экономики и в конечном итоге ударить по рублю, считают опрошенные РИА Новости эксперты.
Во вторник Иран и "шестерка" международных посредников в ночь на 14 июля достигли исторического соглашения об урегулировании многолетней проблемы иранского атома. Сложнейшие переговоры завершились принятием совместного всеобъемлющего плана действий, выполнение которого полностью снимет с Ирана введенные ранее экономические и финансовые санкции со стороны СБ ООН, США и Евросоюза.
Позитивные и негативные последствия соглашения
"Если санкции будут частично пересмотрены или сняты, Тегеран со временем станет играть все более важную роль. А учитывая то, что он принципиально борется с "Исламским государством", ситуация на Ближнем Востоке со временем будет стабилизироваться", — сказал Васильев, добавив, что РФ в этом, конечно, заинтересована, тем более, позиция иранского руководства по ряду вопросов во многом сходится с российской.
В экономическом смысле прекращение действия санкций приведет к возвращению дешевых иранских энергоресурсов на рынок — в том числе, на европейский. Это может негативно сказаться на экономике РФ и в конечном итоге ударить по рублю, полагает эксперт.
"Если Иран после снятия санкций вернется на рынок энергоресурсов в качестве полноценного игрока, то на рынок хлынут дешевые качественные энергоресурсы, прежде всего нефть и газ. Европейцы в этом заинтересованы, поскольку третий энергопакет подразумевает диверсификацию поставок энергоресурсов", — сказал собеседник агентства, пояснив, что цены в этом случае будут падать, а это автоматически приведет к падению курса рубля.
С этой точкой зрения солидарен и гендиректор Международного института политической перспективы Евгений Минченко, по словам которого, России нужно "готовиться к появлению на международных рынках новых объемов нефти и газа". "Мы можем столкнуться с тем, что это негативно для России повлияет на мировые цены на нефть", — пояснил Минченко.
Выиграет ли США после соглашения
Васильев считает, что снятие санкций против Тегерана не в интересах США, "которые, несмотря на политику, которую проводила администрация Обамы по нормализации отношений с Ираном, не заинтересованы в полном снятии санкций". "Это противоречит их концепции большого Ближнего Востока. Поддерживая очаги напряженности, США, тем самым, укрепляют свои позиции и держат под контролем, в том числе, рынок энергоресурсов", — пояснил он.
По мнению Васильева, американское руководство будет тянуть время в этом вопросе и стараться как-то балансировать между национальными интересами и своей внутриполитической ситуацией, так как "в преддверии президентских выборов Белый Дом очень сильно критикует поддержку Ирана". "А поддержка Обамы снятия санкций фактически приведет к утрате позиций демократической партии", — уверен эксперт.
Расширение сотрудничества РФ и Ирана
Также, полагает Васильев, США вряд ли устроит сотрудничество Москвы и Тегерана в атомной сфере, для российско-иранских же отношений это станет толчком к усилению взаимодействия в других сферах.
"Для Ирана это возможность показать, что на территории работает программа по развитию мирного атома, и реабилитироваться в глазах международного сообщества. А сотрудничество с Россией может выступить своего рода локомотивом — если активизируются контакты по этой повестке, то это будет заглавной темой по расширению сотрудничества в целом", — полагает собеседник агентства.
В любом случае, отмечает Минченко, РФ внесла серьезный вклад в то, что соглашение было достигнуто, и достигнуто в максимально компромиссном варианте.
Переговоры между сторонами начались более 10 лет назад. После принятия в Женеве в ноябре 2013 года временного совместного плана действий, дискуссии "шестерки" и Ирана проходили в Вене, Монтрё, Лозанне и Женеве на протяжении многих раундов, начиная с февраля 2014 года. Завершающий переговорный раунд длился в австрийской столице более 18 дней.