День российской почты установлен Указом президента Российской Федерации от 16 мая 1994 года, отмечается ежегодно во второе воскресенье июля.
В 2015 году эта дата приходится на 12 июля.
Праздник был учрежден к 300-летию создания первой российской внутренней почтовой линии, основанной по Указу Петра I в 1694 году для организации регулярного почтового сообщения между Москвой и Архангельском.
Российская почта – одна из старейших в Европе, она зародилась в самом начале образования Киевской Руси в IX-X веках. В те времена на крестьянство накладывалась специальная повинность, которая называлась "повоз". Население обязано было поддерживать в порядке дороги, предоставлять для государственных нужд подводы с лошадьми, продовольствие и проводников. В дальнейшем "повоз" стал основой для создания почтовых служб.
В начале XIII века на Руси была организована "ямская гоньба" – специальная служба для пересылки письменных сообщений, которая просуществовала до конца XVIII века.
В 1693 году Петр I издал Указ об организации внутренней почтовой линии по маршруту Москва – Переславль-Залесский – Ростов Великий – Ярославль – Вологда – Архангельск. В Указе регламентировались условия перевозки почты, оснащение постоялых дворов (ямов), ответственность за сохранность почты, форма одежды ямщиков, условия подбора кадров, обязанности по строительству и содержанию дорог.
Иностранцы, посещавшие Россию, еще в первой четверти XVI века называли русскую систему связи "почтой", хотя на Руси это слово стало широко применяться только с середины XVII века.
Большой вклад в развитие русской почты внес выдающийся государственный деятель Афанасий Ордин-Нащокин. Под его руководством была создана регулярная почтовая гоньба для доставки частной корреспонденции. Ее развили и улучшили в конце XVII – начале XVIII веков.
Регулярная доставка писем осуществлялась из Москвы в Архангельск, Петербург, Астрахань, Азов, Киев и даже через всю Сибирь в Кяхту к китайской границе.
С 1677 года в России начала действовать международная почтовая служба. Первые линии общедоступной почты пошли за рубежи русского государства в "немецкие" страны – так русские люди называли земли, где говорили на непонятных нашим предкам "немых" языках. Отсюда пошло наименование "немецкая почта".
Помимо международных отправлений, "немецкая почта" доставляла также купеческие письма и правительственные бумаги по России. Благодаря "немецкой почте", в почтовой службе были организованы пункты обмена корреспонденцией и введены правила, обеспечивающие регулярность доставки почты.
В конце XVIII века был издан важнейший для российской почты документ – "Проект о заведении почтовых станов и должности содержателей", на основе которого почтовая служба организовывалась в течение дальнейших 80 лет.
Первые почтамты были учреждены в Москве в 1711 году, в Риге – в 1712 году, в Петербурге – в 1714 году. С 1781 года по почте стали пересылать деньги. Тогда же и появились почтальоны, которые доставляли корреспонденцию адресатам.
В 1782 году были ликвидированы "немецкая" и ямская почты. Все средства доставки корреспонденции были объединены в единую организацию, управляемую Главным почтовых дел правлением.
В 1837 году впервые почта была доставлена по железной дороге из Петербурга в Царское село.
В первые десятилетия XX века в России для ускорения доставки почты начали использовать авиацию. Первый авиационный перелет с почтовым грузом состоялся 31 марта 1918 года из Петрограда в Москву. Сначала перевозилась только служебная почта, но уже с 1922 года была введена платная пересылка частной простой и заказной корреспонденции.
В 1857 года была выпущена первая российская почтовая марка. Почтовые карточки были введены в обращение в России в январе 1872 года. В 1874 году Россия стала одним из 22 учредителей Всемирного почтового союза.
Очередное испытание почтовикам принесла Великая Отечественная война, перед почтой стояла задача обеспечения бесперебойной связи между фронтом и тылом. При резко возросшем объеме переписки недоставало конвертов и открыток, в такой ситуации и родился знаменитый "солдатский треугольник". Ежемесячно в действующую армию доставлялось до 70 миллионов писем. Почтовые вагоны прицепляли к самым срочным воинским эшелонам, почта перевозилась самолетами, автомобилями, пароходами, мотоциклами – всеми возможными способами.
Разрушенная войной почтовая отрасль была восстановлена в 1950-х годах.
Постепенно почта увеличивала количество услуг: многие почтовые отделения объединяли в себе телеграф и телефон, осуществляли подписку и доставку печатных изданий, стали принимать оплату за коммунальные платежи и выдавать пенсии и пособия.
5 сентября 2002 года было образовано Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России", а 13 февраля 2003 года проведена государственная регистрация предприятия, принят Устав.
Сегодня Почта России включает в себя около 42 тысяч объектов почтовой связи, оказывающих услуги на всей территории Российской Федерации, включая все города и сельские населенные пункты.
Почта России – это один из самых больших в стране трудовых коллективов, насчитывающий около 350 тысяч сотрудников.
Ежегодно почтовые работники России принимают, обрабатывают и доставляют более 1,6 миллиарда писем и 54 миллионов посылок.
Почта России предлагает своим клиентам свыше 80 почтовых, финансовых, инфокоммуникационных и прочих услуг.
29 марта 2013 года Почта России вошла в Перечень стратегических предприятий Российской Федерации.
По итогам 2014 года выручка "Почты России" от продажи товаров, продукции, работ и других услуг увеличилась на 5,5 % и составила 140,4 миллиарда рублей.
Генеральный директор "Почты России" – Дмитрий Страшнов.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников