Янис Урбанович, глава фракции партии "Согласие" в Сейме Латвии, для РИА Новости
Бессмысленно сейчас спорить об оценке действий Греции и ее народа – обманщики ли они, с которыми нельзя иметь дело, или герои, которым в самый неподходящий для них момент мстят завистники.
Впрочем, такие разговоры бесполезны и только отвлекают внимание от других, более важных для Латвии и других стран еврозоны вопросов: например, как небольшая и, по европейским меркам, небогатая страна влезла в такие чудовищные многомиллиардные долги. Ясно, что без усердных и щедрых "помощников" – в тех же брюссельских же коридорах! – это было бы невозможно.
Как говорится, для танго нужны двое. Грецию "пригласили на танец" и осыпали доступными и легко выданными кредитами. Сомневаюсь, что буквально во всех частных и государственных банках, международных финансовых организациях, а также в Европейском центробанке сидели в то время исключительно дипломированные простофили, которых балканские мошенники легко обвели вокруг пальца.
Кредиторами руководил трезвый расчет: деньги в банках более не лежат мертвым грузом, а пущены в оборот, с процентами и комиссиями. Щедрые закупки греческого правительства, завышенные зарплаты госсектора и повышение пенсий создали небывалый рост потребления и повышенный спрос на импорт, что приятно "разогревало" экономику других стран и всего ЕС.
Наверняка есть люди, которые могут многое рассказать о закулисье греческой "истории успеха" – однако они наверняка будут молчать, так как или сами "подогревались" в процессе, или политически прикрывали этот подогрев.
Во все времена Брюссель и страны ЕС ("призыва" 1950 и 1973 годов) сквозь пальцы смотрели на происходившее в Греции – вольное обращение с законами, сверхгибкую этику в налоговой политике и предпринимательстве, "культуру факелаки" – конвертиков с денежными подношениями чиновникам – и списывали это на средиземноморский менталитет…
Богатые страны общего рынка в 1981 году – ко времени принятия Греции в ЕС – посчитали, что могут позволить присоединить к себе немного безвредной балканской экзотики, используя ее в своих интересах.
Но действительно широкие возможности для щедрых кредиторов представились начиная с 2001 года, когда Греция, "подкорректировав" уровень бюджетного дефицита, была буквально за уши притянута в еврозону.
Оценивая результаты референдума, особо надо отметить немедленную отставку главы правой партии "Новая демократия", лидера кампании "Голосуй "за"" и предыдущего премьера Антониса Самариса. Они ясно показали: Греция едина, и правительству Ципраса дан максимальный мандат доверия.
Бессмысленно ожидать, что в ближайшее время появится какая-либо пробрюссельская альтернатива нынешнему греческому премьеру и возглавляемому им партийному объединению партий "Сириза". Поэтому, вероятней всего, после долгих злобных речей кредиторы Греции – особенно Европейский союз и правительства его стран – успокоятся и по-тихому решат, как еще раз попробовать реструктурировать долги этой страны. Возможно, продлить ей срок выплат по долгу еще на каких-то 30 лет…
Наверняка продлить срок выплат можно и на 130 лет, но брюссельским бюрократам и лидерам стран ЕС кажется нужным "сохранить лицо" и "дать ясный сигнал" другим. А поэтому впереди новые сборы дополнительных средств на программы финансовой стабилизации еврозоны.
Вряд ли стоит беспокоиться, что у Ципраса, "Сиризы" и греческого народа найдутся последователи – например, в Латвии. То, что произошло в Греции – явление по-своему уникальное, возможное только там, где большая часть жителей привыкли к хорошей жизни за счет госдолгов, и которые готовы это защищать.
Так же, как и Путин возможен лишь в России, где народ желает забыть все унижения ельцинских времен, стать великим и "поднятым с колен".
Так же, как и Валдис Домбровскис, наш бывший премьер и теперь вице-председатель Еврокомиссии, возможен только в Латвии, где в национальном характере – инстинктивное желание заискивать и прислуживать перед чужими господами, о чем еще два века назад писали братья Каудзиши в самом знаменитом латышском романе "Времена землемеров".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции