Ранее глава МИД РФ Сергей Лавров заявил по итогам переговоров с коллегами по "шестерке" и Ирану, что стороны констатировали "очень существенный прогресс" и "вычленили 8-9 — меньше десяти вопросов, которые предстоит дошлифовать". Он также отметил, что "искусственной даты для завершения переговоров по иранской ядерной программе нет".
Эксперт напомнил, что в соответствии с недавно принятым законом, президент США Барак Обама обязан представить в конгресс документ об окончательном урегулировании иранской ядерной проблемы. Если этот документ поступит в конгресс после 9 июля, то конгрессмены получат право рассматривать его 60 дней, то есть они смогут выразить свою точку зрения только в сентябре.
"Здесь возникает новый фактор — начинается избирательная кампания, на Обаму начинается активное давление кандидатов в президенты", — пояснил он, отметив, что основные кандидаты выступают против соглашения.
"Для него (Обамы) пойти на любые уступки будет чрезвычайно сложно. Поэтому если сейчас он не найдет некий компромисс, который устроит конгресс, то он вообще может не выйти на этот документ либо выйти на некий формальный документ", — добавил эксперт.
Говоря о позиции Ирана, Евсеев отметил, что президент Ирана Хасан Роухани обещал Ирану, что все санкции будут сняты, однако он вряд ли сможет добиться этой цели.
"Международные санкции полностью не снимут, вопрос оружейного эмбарго не разрешен. Скорее всего, новая резолюция, которая будет принята, будет носить санкционный характер. В ней, по-видимому, останутся два положения. Во-первых, эмбарго оружейное, второе — ограничения на реализацию иранской ракетной программы", — заявил эксперт.
"Предполагается, что резолюция будет носить временный характер, и будут продлеваться периодически. Если кто-то, например США, используют право вето, не дадут продлить, то санкции автоматически вернуться. Иран с этим не согласен", — добавил он.
Поэтому Роухани может оказать "в позиции жесточайшей критики" при рассмотрении соглашения в Межлисе (парламенте) Ирана.
"Ему скажут, что вы предаете национальные интересы. Отсюда следует, что он может потерять шансы переизбраться на второй срок", — заявил эксперт.
Также, по его словам, резко против соглашения выступает влиятельный Корпус стражей исламской революции.
Кроме того, власти Ирана понимают, что они могут подписать этот документ, но уверенности в том, что оно будет действовать при новом президенте США, нет.
"Ставки чрезвычайно высоки. Оба президента очень ограничены в возможностях маневра. Мощнейшее давление внутри и Ирана, и США сковывает президентов. Они хотят иметь соглашение, но они хотят разного. От Роухани требуют снятия всех санкций, не согласовано снятие санкций, и односторонних, многосторонних, вывоз гексофторида урана на территорию России. Эти несколько позиций — это не так мало. Даже одна позиция может сорвать подписание", — добавил эксперт.
Окончательного урегулирования не будет
Евсеев считает, что серьезное соглашение, способное урегулировать проблему ядерной программы Ирана, сегодня маловероятно. По его словам, "соглашение не подлежит ратификации".
Он отметил, что "какой-то прогресс" по сравнению с предыдущим соглашением будет, "но вы должны понимать, что никакого урегулирования иранского ядерного кризиса не произойдет, даже если примут то, что сейчас согласовали".
"Речь идет только о заморозке кризиса на 10 или 15 лет", — выразил уверенность Евсеев.
При этом, отвечая на вопрос, почему в таком случае страны заявляют о стремлении к полному урегулированию, он заявил, что такие заявления являются не более чем пиаром.
"Все, что принимается свыше 10 лет (на этот срок, как ожидается, будет рассчитано действие основных пунктов будущего соглашения — ред.), носит условный характер, так как ситуация в мире кардинально изменится, изменится положение США", — заявил он.