МОСКВА, 6 июл — РИА Новости. Правительство Греции после победы на референдуме противников ультиматума Еврогруппы рассчитывает, с одной стороны, на эффект эйфории в обществе, с другой — на страх международных кредиторов "потерять" Афины, что вынудит их идти на уступки, заявил РИА Новости председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов.
На воскресном референдуме в Греции более 61% проголосовавших сказали "нет" требованиям европейских кредиторов, около 39% согласились на эти требования. Это произошло на фоне угрозы банкротства страны и ее выхода из еврозоны, через неделю после закрытия местных банков после прекращения поддержки со стороны ЕЦБ.
Ситуация внутри страны поменяется
Министр финансов Греции Яннис Варуфакис объявил в понедельник о своей отставке по просьбе премьера страны Алексиса Ципраса после прошедшего в воскресенье референдума по условиям соглашения с кредиторами. Накануне об уходе с поста лидера партии "Новая демократия" заявил экс-премьер Антонис Самарас — один из основных противников Ципраса, выступавший за проект соглашения, предложенный кредиторами.
По словам Лукьянова, обстановка внутри страны после прошедшего референдума "безусловно поменяется".
"Отставка Варуфакиса свидетельствует о том, что греческое правительство очень хочет договориться с кредиторами, но условия этой договоренности совершенно непонятны. Мандат у них есть, а дальше что? Пространство для маневра у греческого правительства очень узкое", — сказал политолог, отметив, что в любом случае в выходе Греции из еврозоны сейчас не заинтересована ни одна из сторон. В первую очередь потому, что будет совершенно непонятно, как страна переживет переходный период.
"Европейская сторона рассчитывает не на выход Греции из еврозоны, а на то, что сейчас ситуация в Греции будет резко ухудшаться. Денег там нет в принципе. Если ЕЦБ помедлит с выделением экстренной помощи, ситуация внутри страны сильно осложнится. Европейская бюрократия рассчитывает, что тогда Ципрас будет загнан в угол: либо ему придется идти на уступки, либо будет другое правительство, с которым легче договориться", — сказал Лукьянов.
А за что греки проголосовали?
Итоги референдума, в котором с большим отрывом победили противники предложенного Еврогруппой соглашения, Лукьянов назвал "мощным потрясением". "Парадокс заключается в том, что совершенно непонятно, за что греки проголосовали", — отметил он.
По мнению Лукьянова, накануне народ Греции "голосовал за те предложения, которые к этому моменту официально никто не предлагал", потому что после перерыва в переговорах после 30 июня выдвинутые Еврогруппой предложения уже были недействительными. В итоге, полагает он, после громких заявлений правительства Греции о "великой победе демократии", предсказать дальнейшее развитие событий очень сложно.
Эффект эйфории
Лукьянов определил тактику греческих лидеров как основывающуюся на "эффекте эйфории" после победы большинства на референдуме. "Правительство, с одной стороны, рассчитывает на эффект эйфории в греческом обществе, с другой стороны, на страх кредиторов, что Греция вообще может оторваться непонятно куда и последствия для зоны евро совершенно непредсказуемы. Они именно непонятны, не просчитываемы. Это, по мнению греческого правительства, заставит ЕС все-таки пойти на какие-то уступки", — сказал он.
По его словам, уступки европейских лидеров тоже очень ограниченны. "Лидеры, например, Германии или Франции не могут сейчас сказать: "Ладно, мы отступаем". Это было бы политически неправильно", — подчеркнул он.
"Поэтому ситуация непонятная. О том, что рано или поздно греческий долг придется списывать, говорят уже все. Но в ситуации, когда Греция как бы на коне и как бы атакует, никто этого делать будет", — заключил эксперт.