Рейтинг@Mail.ru
Религиозные праздники 5 июля - РИА Новости, 04.07.2015
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Календарь праздников - Религия и мировоззрение

Религиозные праздники 5 июля

Читать ria.ru в
5 июля православные верующие чтут память священномученика Евсевия Самосатского, буддисты празднуют Майдари-хурал - Круговращение Майтреи, а иудеи соблюдают пост 17 Тамуза.

Священномученик Евсевий, епископ Самосатский

Епископ малоазийского города Самосаты Евсевий жил в разгар борьбы между арианами и православными. В сущности, борьбы могло бы и не быть: богословские споры сами по себе к войне не ведут — у богословов нет армий. К тому же, епископы, на которых держится церковь, как правило, напротив, стремятся всячески сглаживать противоречия. А IV веке большинство из них и вовсе не разбирались в богословских тонкостях принятого в 325 году I Вселенским собором в Никее православного "Символа веры" и оказались на стороне ариан просто в силу обстоятельств. Но когда церковь — часть государства, слишком многое решает светская власть.

После смерти императора Константина I в восточной части империи вступил на престол его сын Констанций, который, как арианин, естественно, принял их сторону, и православным пришлось туго. Епископ Евсевий впервые столкнулся со светской властью, когда другие православные архиереи поручили ему хранить документы собора, избравшего на кафедру Антиохии святителя Мелетия, хотя император уже назначил на это место другого, более компромиссного человека. Император потребовал у Евсевия отдать документы, тот отказался. Император пригрозил, что прикажет отрубить Евсевию правую руку. Тот заявил, что готов расстаться с обеими руками, но документов не отдаст. Император был восхищен его смелостью и благородно отступился. Евсевий даже сохранил свою кафедру.

Но после Констанция к власти пришел Юлиан Отступник, и начались открытые гонения на всех христиан. Епископу Евсевию пришлось скрываться. Вернулся он лишь когда после гибели Юлиана его место занял Иовиан, прекративший гонения. Но через год его не стало, и новый император арианин Валент снова начал преследовать православных.

Все православные епископы были отправлены в ссылку. Евсевий покинул Самосаты сам, ночью, чтобы не спровоцировать драку между своими сторонниками и противниками. Вернулся он только при следующем императоре, Грациане, который приказал вернуть всех сосланных архиереев.

Около 380 года Евсевий приехал в город Долихины, где большинство населения было на стороне ариан, чтобы рукоположить православного епископа,  и там одна ревностная арианка, считавшая его самозванцем и еретиком, когда он ехал по улице, бросила в него с крыши кусок черепицы, да так, что проломила голову. Умирая, Евсевий простил ее и просил не наказывать.

На Римском соборе 378 года епископ Александрийский Петр утверждал, что Евсевий сам — еретик, арианин, но Василий Великий вступился за Евсевия, напомнив, что тот был арианами сослан. Впрочем, для александрийских ортодоксов слишком многие были еретиками лишь оттого, что не поддерживали их позицию с точностью до буквы — по принципу "кто не с нами, тот против нас". Позднее это привело к отделению египетского православия от византийского.

Майдари-хурал — Круговращение Майтреи

Этот праздник посвящен приходу на землю Майтреи — Будды "грядущего мирового периода", то есть той эпохи, которая наступит после окончания "правления миром Будды Шакьямуни". Согласно учению махаяны (одного из основных направлений буддизма), Будда Майтрея ("владыка, нареченный Состраданием", грядущий Учитель человечества) пребывает на небесах Тушита (четвертых снизу из шести небес богов Мира желаний или Мира страстей, там обитают перевоплощенные существа, соблюдавшие пять заповедей: не убивай, не воруй, не прелюбодействуй, не лги, не пей спиртного), ожидая, когда наступит время его схождения на землю.

Знамением его пришествия должны стать уменьшившиеся в размерах океаны — чтобы Майтрея мог их без труда пересекать. К тому времени исчезнут смерть, войны, голод, болезни, на земле воцарится общество терпимости и любви. А людям откроется истинная драхма (совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка), чтобы можно было создать новый мир.

Санскритский текст "Майтреявьякарана" ("Пророчества Майтреи") утверждает, что боги, люди и другие существа будут поклоняться Майтрее и утратят сомнения, и потоки привязанностей их иссякнут: свободные от всяческой нищеты они смогут пересечь "океан становления" и будут вести святую жизнь. Им ничего не будет принадлежать — ни золото или серебро, ни дом, ни близкие. Они разорвут сеть страстей, смогут входить в священный транс, и им будет принадлежать "изобилие радости и счастья".

Майдари-Хурал — один из самых торжественных буддийских праздников, на который в монастыри съезжается огромное количество паломников. Празднуют его три дня. В первый проводится Ганжур хурал — на нем ламы декламируют 108-томное собрание Учения Будды Шакьямуни.

Основной день праздника — второй. В этот день после праздничного хурала из храма выносят скульптурное изображение Майтреи, сажают его на колесницу с балдахином, в которую впрягают деревянного коня или слона. Одна группа монахов приводит в движение колесницу, другие, звеня колокольчиками под аккомпанемент других религиозных музыкальных инструментов, идут впереди или сзади нее, читая молитвы. Окруженная верующими колесница медленно по ходу солнца обходит вокруг монастыря, подолгу останавливаясь у каждого поворота для чтения молитв и чаепития. Отсюда и название праздника — "Круговращение Майтреи". Торжество завершается праздничным угощением и подношением подарков членам монашеской общины.

В дацанах традиционной сангхи России, по традиции, после праздничного угощения устраивают народные игры "Эрын Гурбан Наадан" (Три игры мужей), в которых участники соревновуются в бурятской национальной борьбе бухэ барилдаане, конных скачках и стрельбе из лука.

В отличие от прочих Будд, Майтрею обычно изображают сидящем на троне со спущенными вниз ногами. Его атрибутами является золотистый цвет кожи, ступа, ваза с напитком бессмертия (амритой) и колесо дхармы. Культ Майтреи особенно популярен в Центральной Азии — именно там во многих монастырях есть его гигантские статуи.

Пост 17 Тамуза

Есть дни в году, когда весь еврейский народ постится в память о бедах, постигших его в прошлом.

17 тамуза (четвертый месяц года, если, как требует еврейская традиция, считать, начиная с нисана) — один из четырех постов, установленных в память о разрушении Иерусалимского Храма.

10 тевета вавилонский царь Навуходоносор начал осаду Иерусалима, 17 тамуза его солдаты проломили городскую стену, а тремя неделями позже, 9 ава, наступила трагическая развязка — был подожжен Храм.

В истории еврейского народа 17 тамуза вообще день бедствий. В Талмуде, в трактате Таанит, перечисляются целых пять бед, случившихся в этот день.

В 2448 году от сотворения мира, в год Исхода из Египта, всего через сорок дней после получения Торы на горе Синай, евреи сделали золотого тельца, совершив тяжкий грех идолопоклонства. А 17 тамуза Моисей, спустившийся с Синая со скрижалями Завета, увидев литое изваяние тельца и евреев, пляшущих вокруг него, не смог удержать скрижали в руках — они упали и разбились. И хотя Моисей все же сумел вымолить у Бога прощение заблудшему народу, но этот день так и остался несчастливым днем, ибо грех не был искуплен полностью.

Почти через девять столетий сыны Израиля, жившие в Земле Обетованной, снова отступили от заповедей, забыли Тору: они поклонялись идолам, проливали человеческую кровь. И то, и другое — прямое нарушение заповедей. Были и другие, менее явные прегрешения. И в 3336 году Иерусалим был осажден вавилонской армией. А 17-го тамуза прекратились ежедневные жертвоприношения в Храме  — невозможно было доставлять жертвенных животных. Это было признаком надвигающейся катастрофы. В 3338 году был разрушен Первый Храм, потеряны земля и свобода.

Народ усвоил полученный урок, раскаялся, вновь получив свободу и землю и восстановил Храм. Но история повторилась — люди вновь стали забывать Божии законы, хоть их грехи были и менее явными. И в 3828 году, почти через пятьсот лет после разрушения Первого Храма, Иерусалим был осажден, на этот раз римлянами. 17-го Тамуза римляне пробили стены и захватили город. И вновь за поражением последовали разрушение Храма и изгнание.

В этот же день в 165 году до нашей эры Апостомос, наместник царя Антиоха, сжег Тору, поняв, что самый верный путь поработить евреев — это нанести удар их духовному достоянию. Сожжение Торы было началом гонений на еврейство и одной из главных причин восстания Маккавеев.

И наконец, в этот день в Храме была водружена статуя идола. По одной версии, это случилось в эпоху Второго Храма и тоже было одним из деяний Апостомоса; согласно другой (версии Иерусалимского Талмуда), это совершил царь Иудеи Манассия, который правил в эпоху Первого Храма и прославился тем, что "затопил Иерусалим невинной кровью" и был идолопоклонником, превзошедшим всех своих предшественников.

По преданию, во время Потопа именно 17 тамуза  Ной послал из ковчега на землю голубя — проверить, ушли ли воды. "И голубь не нашел пристанища для своей ноги" (Быт. 8:9). Так и народ Израиля, который уподобляется в Торе голубю, не может найти себе пристанища в этот день.

Пост начинается с рассвета с покаянных молитв слихот ("просьбы о прощении"), написанных специально для этого дня, и длится до появления звезд. Все это время нельзя пить и есть.

Дни между 17 Тамуза и 9 Ава (день, когда были разрушены Первый и Второй Иерусалимские Храмы) тоже считаются траурными. Эти три недели называются "между теснин". В эти дни запрещено слушать музыку, устраивать торжества, стричь волосы, покупать или надевать в первый раз новую одежду, есть фрукты нового урожая. А в течение последней недели нельзя даже мыться горячей водой, есть мясо и пить вино.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала