МОСКВА, 1 июл — РИА Новости. Одна из основных сложностей продолжающихся в Вене переговоров по иранскому ядерному досье заключается в том, что при подписании итогового документа Иран возьмет на себя очень большие обязательства, при этом непонятно, что Тегеран получит взамен, считают эксперты, которые приняли участие в круглом столе в МИА "Россия сегодня".
Обама в цейтноте
Говоря о сроках подписания всеобъемлющего соглашения по иранской ядерной программе военный эксперт Владимир Евсеев отметил, что президент США Барак Обама "фактически оказался в цейтноте".
"10 июля Конгресс США уйдет в отпуск, в соответствии с действующим законом президент США в течение пяти дней после подписания документа информировать конгресс об условиях этого соглашения, если Обама не представит соглашение в конгресс 9 июля, то сможет внести только после того, как конгресс выйдет из отпуска и он даст свое решение в сентябре", — сказал он, отметив, что в это время в США полным ходом будет идти уже предвыборная кампания.
Сакционный вопрос
"Был период времени, когда не было ядерного кризиса, а санкции вводились. Изначально завышенная позиция Ирана, что нужно снять все санкции — нереализуема, потому что если предположить, что США пойдут на приостановку действия санкций, речь будет идти о половине санкций, а половина санкций останется. И то, что останется не все может быть приостановлено, потому что будет определяться тем, о чем удастся договориться", — сказал Евсеев, комментируя ситуацию вокруг односторонних ограничительных мер со стороны США.
"В отношении международных санкций — тоже не все так просто. По сути, Иран должен будет согласиться с тем, что санкции будут не сняты, а приостановлены — это нужно для того, чтобы быстро обратно ввести их в действие. Иран находится под угрозой того, что санкции будут приостановлены, а спустя, например, два года — могут быть восстановлены. Решение очень серьезное, потому что Иран берет на себя очень большие обязательства, при этом непонятно, что он получит", — сказал Евсеев, отметив, что в отношении санкций ЕС ситуация также очень неоднозначная.
Иран настаивает на снятии санкций СБ ООН одновременно с выполнением Тегераном обязательств по сокращению его ядерной программы, а не после того, как Иран предпримет какие-либо шаги.
Вязкие переговоры
По словам советника заместителя председателя Совета Федерации, посла Андрея Бакланова переговоры "шестерки" и Ирана — это попытка не просто заблокировать на данный момент обладание Ираном ядерным оружием, но и заблокировать на двенадцать-пятнадцать лет возможность Ирану возможность произвести ядерное оружие.
"Поэтому сейчас и ведутся такие вязкие переговоры, которые направлены на то, чтобы очень непростую и не поддающуюся арифметическому решению проблему решить — как предотвратить выход Ирана на тот уровень, чтоб он мог в короткий период времени начать активную фазу подготовки по производству ядерного оружия", — сказал посол.
Как начиналась иранская ядерная программа
Создание атомной энергетики в Иране началось во время правления шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, когда в середине 1950 годов был основан Атомный центр Тегеранского университета. Разработки в области атомной энергии проводились при помощи США, с которыми Иран в 1957 году подписал Соглашение о мирном использовании ядерной энергии. В соответствии с этим соглашением Вашингтон обязался поставить в Иран ядерные установки, оборудование и подготовить специалистов. Читайте подробнее в справке РИА Новости >>