Захар Виноградов, РИА Новости
В ближайшее время Украину ждут экономические потрясения, которые, по мнению экспертов, неизбежно выльются в дефолт. Но кто заинтересован в экономическом крахе одного из крупнейших государств Европы, кто стоит за комитетом кредиторов страны, где наряду с гражданским конфликтом надвигается и полный экономических крах?
Чего хотят комитет кредиторов, сама Украина и МВФ
В понедельник в Вашингтоне (во вторник по московскому времени) началось заседание Комитета кредиторов Украины, в работе которого принимают участие представители Международного валютного фонда, члены правительства Украины и собственно члены комитета кредиторов, то есть те самые люди, которые являются держателями государственных финансовых (кредитных) обязательств Украины. Говоря по-простому, комитет кредиторов хочет вернуть вложенные в Украину деньги с процентами. Украина хочет долг реструктуризировать (то есть остановить рост процентов) и одновременно растянуть возврат долга, чтобы ежегодные обязательные платежи были уменьшены. МВФ решает, давать или нет стране очередной транш, основная часть которого идет как раз на погашение государственных финансовых обязательств перед частными и государственными инвесторами. По мнению ряда экспертов, есть два основных варианта развития событий:
- Комитет кредиторов потребует вернуть ему долги в ранее оговоренные сроки. А поскольку Украина их выплатить не в состоянии, правительству страны придется объявить дефолт уже летом. Тогда МВФ денег Украине не даст – банкротам денег не дают.
- Комитет кредиторов согласится с предложением Украины о реструктуризации долга с тем, чтобы если не все, то хотя бы часть денег вернуть. Тогда МВФ выдаст Украине очередной транш и произойдет очередная выплата процентов по долгу обратно на Запад. Но проблемы Украины это не решит, и тогда на каком-нибудь новом заседании комитета будет обсуждаться тот же вопрос и, возможно, с теми же последствиями – объявлением дефолта.
Фактически, считают многие эксперты, дефолт страны — вопрос решенный, поскольку страна просто не в состоянии своевременно рассчитываться по своим долгам.
"Если кредиторы отвергнут и это предложение, то, практически со 100% долей вероятности, Украина объявит дефолт. Это произойдет ориентировочно в конце лета – начале осени", — прогнозирует Арбузов.
О какой сумме идет речь
Теперь о сумме – на 1 мая 2015 года она составила 1,42 трлн гривен, то есть чуть больше 67 млрд долларов. Из них внутренний долг — примерно 24 млрд долларов. А внешний государственный и гарантированный государством долг Украины — 43 млрд долларов.
"Проблема возникла в 2014 году, когда долг стремительно вырос по отношению к ВВП, — объясняет Арбузов. — Девальвация национальной валюты резко удорожила внешний госдолг, что автоматически увеличивает сумму общего государственного и гарантированного государством долга".
Похожая ситуация была на Украине в 2008 году. Так, в 2008-2009 годах государственный и гарантированный долг из-за девальвации вырос с 12 до 35% от ВВП. И тогда это была большая проблема. Между тем в 2014 году девальвация увеличила долг страны с 40 до 71% от ВВП. Теперь он стал абсолютно неподъемным.
То есть нынешняя долговая проблема Украины – это прежде всего следствие девальвации, которая, по словам Арбузова, в свою очередь стала следствием Майдана и некомпетентности людей, которых он привел к власти.
При этом необходимо отметить, что половина долга – 33,35 млрд долларов — образовались во время правления Виктора Януковича. Однако здесь не стоит злорадствовать, как делают это некоторые СМИ, политики и эксперты Украины. Внушительная сумма кредитов образовалась не столько за счет внешнего долга (то есть заимствований у зарубежных компаний и государств), а внутреннего, то есть продажи внутри Украины ценных бумаг государства. Так предыдущее правительство заставило предпринимателей и население страны вынуть деньги "из кубышки" и запустить их в реальную экономику. Но экономика после госпереворота рухнула, и теперь возвращать эти внутренние долги Украина тоже не в состоянии.
Чем опасен дефолт для страны
На Украине почему-то считают, что дефолт для населения и большинства государственных структур не страшен. "Если, Боже упаси, будет дефолт, — заявила министр финансов Украины Наталья Яресько, — что это будет означать? Честно говоря, на украинский народ он не будет иметь никакого влияния".
Правительству и Нацбанку Украины придется принимать ряд мер, направленных на стабилизацию ситуации в экономике и обуздание паники, которая образуется вследствие резкого падения курса гривны, практически полного отсутствия средств на выплату по социальным пособиям и зарплатам бюджетникам. А расходная часть бюджета Украины, что ни для кого не секрет, почти на 90% состоит из выплат социальных пособий и зарплат государственного аппарата и госсектора — учителей, врачей и т.д.
"Как показали последние полтора года, власти не в состоянии эффективно действовать в кризисных условиях, утверждает Сергей Арбузов. — А это значит, что они не смогут адекватно реагировать на возникающие риски, которые к тому же легко могут быть усилены неизбежным в таком случае политическим кризисом и, не исключено, отставкой правительства".
Кстати, тогда президенту Порошенко очень пригодится на должность премьера и умиротворителя Запада нынешний одесский губернатор Михаил Саакашвили.
Что касается дефолта, то все валютные счета частных лиц на Украине, а также предприятий и организаций будут заморожены, то есть по ним нельзя будет проводить финансовые операции или эти операции будут ограничены определенными суммами и условиями.
Все это ударит и по бизнесу (прежде всего мелкому и среднему, то есть предприниматели не по своей воле окажутся без средств, необходимых для расчетов в валюте). То же самое произойдет и с простыми гражданами. Паника среди населения, безудержная девальвация, а следовательно — и инфляция. Для всех организаций и финансовых структур наступит долгий период, когда они не смогут выйти на финансовые рынки мира.
Кому это выгодно
В случае объявления дефолта комитет кредиторов имеет право приступить к проведению действий и реформ, позволяющих им получить потраченные капиталы. В соответствии с международным правом, это дает возможность комитету кредиторов контролировать действия обанкротившегося правительства, рассматривая его решения или рекомендуя проводить такие действия, которые позволят получить средства для расчетов с ними быстро и в полном объеме.
Основных кредиторов Украины – пять, и главным из них (имеет интерес чуть больше 50 процентов) является финансовая компания из США Franklin Templeton, контролирующая, по одним данным, 190 миллиардов, по другим — 800 млрд долларов.
Эта компания появилась со своим интересом к украинским государственным финансовым обязательствам только в октябре 2014 года, когда стала скупать бросовые на тот момент государственные обязательства Украины у более мелких кредиторов.
Октябрь 2014 года – время выборов в Верховную раду, когда даже непосвященным в тайны украинской политики людям было понятно, что будущий парламент будет продолжением Майдана – непрофессиональным, думающим не о том, как заработать, сколько о том, как потратить…
И вот в этот момент эти американские предприниматели решили скупить украинский госдолг.
На самом деле за спиной Franklin Templeton стояли совсем другие люди. Как заявило агентство Bloomberg, большая часть суверенного долга Украины была скуплена американским инвестиционным фондом Franklin Templeton в интересах американского семейства Ротшильдов.
А чуть позже французское подразделение компании Ротшильдов Rothschild & Cie предложило создать клуб владельцев украинских ценных бумаг.
Управляющий директор французского подразделения группы Rothschild & Cie Джованни Сальветти сказал, что его "компания предложила создать комитет владельцев еврооблигаций Украины".
В Днепропетровской области работают, обращает внимание экономист Сергей Касатонов, банк "Ротшильд Европа" и ротшильдовская Royal Dutch Shell.
На Западной Украине не менее успешно действует другой мировой финансовый клан – Рокфеллеры. Вопрос о том, действуют они синхронно или по отдельности, пока остается открытым.
Рассчитываться по своим долгам Украине, конечно, придется. А для этого придется продавать госсобственность и по рекомендациям комитета кредиторов. Понятно, что одесский порт, потемкинскую лестницу или памятник Дюку из Одессы в Вашингтон не отвезут, как, впрочем, и величественное здание Кабинета министров на улице Грушевского в Киеве. Но надеяться на то, что богатые Ротшильды и Рокфеллеры принесут Украине благоденствие, — большая наивность. Неслучайно ведь именно в октябре 2014 года, когда банкротство Украины стало очевидным, люди Ротшильдов и стали скупать госдолг Украины.