Максим Соколов, для МИА "Россия сегодня"
Расхожее представление о пиратах таково, что целью — по крайней мере, главной целью — их разбоя являются торговые суда с товаром, а сам разбой производится в открытом море. Преимущественно о таком пиратстве повествует приключенческая классика (Стивенсон, Сабатини, Конан-Дойль), да и современная пиратская практика на больших торговых путях — это именно нападения на суда в открытом море.
Разумеется, от финикийцев и до наших дней никакой пират не отказывался от недостаточного защищенного галиона с золотом или иным ценным грузом, но не менее, а в определенные эпохи даже более значимым видом морского разбоя был разбой десантный. Пираты высаживались на берег, грабили прибрежные селения, а жителей уводили в рабство.
Наследие неспокойных эпох стало уходить лишь в Европе и лишь в XIX веке, когда чисто грабительские набеги, и тем более угон в рабство, ушли в прошлое. Тогда-то и появились приморские бульвары, эспланады, а публика начала ценить виды того, как солнце пурпурное погружается в море лазурное, а также осознала пользу морских купаний. До этого жизнь и свобода плохо сочетались с резиденцией в 50 метрах от моря.
Однако новая практика ИГ, явленная в относительно мирном Тунисе, может повернуть вспять жизнь не только в Тунисе, но и во всем Средиземноморье, включая и Ривьеру, и Лазурный берег. Эффективность морских набегов на курортные берега весьма велика. Человек может подвергать себя риску в погоне за наживой или потому что ему некуда деваться со ставшей вдруг небезопасной родной земли.
Но подвергать себя риску исламских нападений в местах, куда он специально отправляется, чтобы за свои деньги получить две недели безмятежного отдыха на берегу моря — охотников такого рода будет немного. Даже один-два случая успешной атаки приведут к самым черным последствиям для туристического бизнеса, с которого все Средиземноморье кормится.
Предотвратить же атаки довольно трудно. Огромная длина береговой линии, существенная доля которой отдана под курорты, делает практически невозможным эффективный контроль всего побережья: это какая же численность судов береговой охраны потребуется и какие штаты. А ведь довольно прорыва и в одном месте. Прибавим к этому, что в просторах Средиземного моря тесно от частных катеров и яхт всех марок и размеров. Все не проконтролируешь.
Скажут: "А что же 6-й флот США и прочие мощные флоты, дислоцированные в Средиземном море?". Про мощь 6-го флота ничего дурного не скажем, про флот Франции, базирующийся в Тулоне — тоже, но у флота великой державы другие задачи. Прежде всего — обеспечивать безопасность (или небезопасность, как командование прикажет) главных морских коммуникаций, да быть готовым ударить совокупной огромной мощью по стратегическим центрам неприятеля. Про перехват пиратских лодок и осуществление прибрежного патрулирования в наставлениях 6-му флоту ничего не сказано.
В принципе можно пойти путем Помпея Великого, в несколько месяцев покончившим (на время, не навсегда, конечно) со средиземноморским пиратством — он уничтожал огнем и мечом береговые базы морских разбойников. Но тогда, чтобы прослыть современным Помпеем, Барак Обама должен уничтожить огнем, мечом и томагавками территорию, контролируемую ИГ. Пока про такие планы ничего не слышно.
А значит, новые пиратские разбои вполне вероятны.