Рейтинг@Mail.ru
Средиземноморское пиратство - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Средиземноморское пиратство

Читать ria.ru в
Дзен
Нападение подразделения ИГ с моря на тунисский курорт Сус, по итогам которого сорок курортников погибли, с неприятной точностью напомнило особенности средиземноморского пиратства старинных эпох — античной и средневековой, замечает Максим Соколов.

Максим Соколов, для МИА "Россия сегодня"

Расхожее представление о пиратах таково, что целью — по крайней мере, главной целью — их разбоя являются торговые суда с товаром, а сам разбой производится в открытом море. Преимущественно о таком пиратстве повествует приключенческая классика (Стивенсон, Сабатини, Конан-Дойль), да и современная пиратская практика на больших торговых путях — это именно нападения на суда в открытом море.

Разумеется, от финикийцев и до наших дней никакой пират не отказывался от недостаточного защищенного галиона с золотом или иным ценным грузом, но не менее, а в определенные эпохи даже более значимым видом морского разбоя был разбой десантный. Пираты высаживались на берег, грабили прибрежные селения, а жителей уводили в рабство.

Туристы отеля Imperial в городе Сус. Архивное фото
Власти Туниса вооружат туристическую полицию после теракта в Сусе
Если внимательно приглядеться к приморским городам и селениям Средиземноморья (и не только), то города, открытые к морю, появляются довольно поздно — в веке XIX. До этого собственно побережье оставалось пустынным, люди же селились на определенном расстоянии от моря на укрепленной возвышенности, позволяющей отбиться от гостей с моря. Конечно, портовые города по необходимости строились непосредственно на берегу моря, но и укреплялись соответственно. На входе в Старый Порт Марселя были выстроены два мощных форта, а дальше в море стоял замок Иф. Для безысходного заточения аббата Фариа и Эдмона Дантеса он использовался много позднее, а при построившем его короле Франциске I задача замка была прикрывать марсельский порт с моря. Циклопические Кастель Нуово и Кастель дель'Ово, прикрывающие вход в Неаполитанский залив — на той же линии.

Наследие неспокойных эпох стало уходить лишь в Европе и лишь в XIX веке, когда чисто грабительские набеги, и тем более угон в рабство, ушли в прошлое. Тогда-то и появились приморские бульвары, эспланады, а публика начала ценить виды того, как солнце пурпурное погружается в море лазурное, а также осознала пользу морских купаний. До этого жизнь и свобода плохо сочетались с резиденцией в 50 метрах от моря.

Однако новая практика ИГ, явленная в относительно мирном Тунисе, может повернуть вспять жизнь не только в Тунисе, но и во всем Средиземноморье, включая и Ривьеру, и Лазурный берег. Эффективность морских набегов на курортные берега весьма велика. Человек может подвергать себя риску в погоне за наживой или потому что ему некуда деваться со ставшей вдруг небезопасной родной земли.

Но подвергать себя риску исламских нападений в местах, куда он специально отправляется, чтобы за свои деньги получить две недели безмятежного отдыха на берегу моря — охотников такого рода будет немного. Даже один-два случая успешной атаки приведут к самым черным последствиям для туристического бизнеса, с которого все Средиземноморье кормится.

Предотвратить же атаки довольно трудно. Огромная длина береговой линии, существенная доля которой отдана под курорты, делает практически невозможным эффективный контроль всего побережья: это какая же численность судов береговой охраны потребуется и какие штаты. А ведь довольно прорыва и в одном месте. Прибавим к этому, что в просторах Средиземного моря тесно от частных катеров и яхт всех марок и размеров. Все не проконтролируешь.

Владимир Лепехин, директор Института ЕврАзЭС, член Зиновьевского клуба МИА Россия сегодня. Архивное фото
Терроризм — орудие борьбы Запада с конкурентными цивилизациями
Положим, во времена СССР в Крыму и на Черноморском побережье Кавказа береговая линия контролировалась, и весьма, пусть даже и с утомительной настырностью. Но ведь общая длина черноморской береговой линии СССР была гораздо меньше общей средиземноморской береговой линии, частного флота на Черном море не было вообще, а с расходами, чтобы держать границу на замке, не считались. Охрана средиземнорских берегов неизмеримо сложнее.

Скажут: "А что же 6-й флот США и прочие мощные флоты, дислоцированные в Средиземном море?". Про мощь 6-го флота ничего дурного не скажем, про флот Франции, базирующийся в Тулоне — тоже, но у флота великой державы другие задачи. Прежде всего — обеспечивать безопасность (или небезопасность, как командование прикажет) главных морских коммуникаций, да быть готовым ударить совокупной огромной мощью по стратегическим центрам неприятеля. Про перехват пиратских лодок и осуществление прибрежного патрулирования в наставлениях 6-му флоту ничего не сказано.

В принципе можно пойти путем Помпея Великого, в несколько месяцев покончившим (на время, не навсегда, конечно) со средиземноморским пиратством — он уничтожал огнем и мечом береговые базы морских разбойников. Но тогда, чтобы прослыть современным Помпеем, Барак Обама должен уничтожить огнем, мечом и томагавками территорию, контролируемую ИГ. Пока про такие планы ничего не слышно.

А значит, новые пиратские разбои вполне вероятны.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала