В нескольких последних выступлениях духовный лидер Ирана сделал заявления о том, что санкции должны быть сняты одновременно с достижением соглашения, не дожидаясь проверок со стороны МАГАТЭ; что недопустимыми для Ирана являются ограничения ядерных исследований. Он подчеркнул, что не предусмотренные существующими международными нормами инспекции, включая проверки военных объектов, были бы неприемлемыми для Ирана.
Келси Дэвенпорт, директор по политике в области нераспространения Ассоциации по контролю над вооружениями (Arms Control Association) из Вашингтона, сказала в интервью РИА Новости в субботу, что вопрос о времени снятия санкций можно решить при помощи разнесения во времени заключения соглашения и введения его в действие.
"В иранской прессе писали, что в качестве компромисса сделка может быть не подписана до тех пор, пока Иран предпримет определенные шаги в ядерной области, и тогда, когда МАГАТЭ верифицирует эти шаги, соглашение вступит в силу и санкции ООН будут сняты. Так что это вопрос о том, в какой момент сделка вступит в силу. Это может соединить в себе то, что говорит верховный лидер и то, что говорят параметры от 2 апреля (Лозаннская договоренность). Они не обязательно противоречат друг другу," — сказала Дэвенпорт.
Если исходить из этой схемы, то сначала сделка должна быть заключена в Вене, потом направлена на рассмотрение в Конгресс США. Одновременно с этим Иран приступит к выполнению первых шагов по ограничению ядерной программы, и лишь когда это будет удостоверено МАГАТЭ, соглашение о санкциях вступит в силу. "Так что Иран может рассматривать этот день — день подтверждения от МАГАТЭ — началом действия соглашения," — сказала Дэвенпорт.
В том, что касается требований Ирана о недопущении инспекций военных объектов и опроса специалистов, которые были даже оформлены парламентом ИРИ в законопроект, то эксперт напомнила, что дополнительный протокол (между Ираном и МАГАТЭ), который предусматривает в отдельных случаях доступ инспекторов на военные объекты, с самого начала был частью рамочного соглашения, достигнутого в Лозанне 2 апреля.
"Важно внимательно посмотреть на то, что сказал верховный лидер: он сказал, что не должно быть не предусмотренного международными нормами доступа на военные объекты. Я думаю, что доступ на основании дополнительного протокола вполне предусмотрен международными нормами. Во многих странах мира действует дополнительный протокол и МАГАТЭ имеет доступ на военные объекты в других странах", сказала эксперт.
В то же время она добавила, что доступ инспекторов не может быть произвольным.
"Я думаю, это хороший компромисс. Ни одна страна не допустит карт-бланша в доступе на свои военные объекты или инспекций где угодно и когда угодно, как к этому призывают некоторые критики сделки (в США). Но это (дополнительный протокол к соглашению о гарантиях МАГАТЭ) даст МАГАТЭ доступ куда оно считает нужным и когда оно считает нужным, а также поможет прояснить вопросы возможных военных разработок в прошлом (PMD), включая доступ в Парчин", сказала Дэвенпорт.
МАГАТЭ давно настаивает на доступе своих инспекторов на военный объект в Парчине, где наблюдались крупные строительные и земляные работы, однако Иран до сих пор отказывался его предоставить.