ЕРЕВАН, 26 июн — РИА Новости, Андрей Малышкин. Акция протеста, которая уже неделю проходит в Ереване, со стороны совершенно не похожа на митинг. Непосвященный человек, если он волею судьбы окажется на проспекте маршала Баграмяна, скорее всего, подумает, что попал на молодежную тусовку.
Особенно явно это видно вечером и ночью — наибольшее количество народа, в основном молодые люди до тридцати лет, собирается здесь именно в это время. И это немудрено — днем в Ереване сейчас до +36, а вечером — всего 22 градуса тепла — оптимальная температура для протеста, особенно если рядом с тобой протестуют симпатичные девушки.
Мусорных баков, которыми несколько дней назад активисты, требующие не допустить повышения тарифов на электроэнергию, перегородили один из центральных проспектов столицы, совсем не видно. Так что создается полная иллюзия вечеринки, которую по непонятной причине решили провести в центре города и которая уже порядком затянулась. Причем это безалкогольная вечеринка, координаторы акции "Нет грабежу" просят не приносить с собой ничего горячительного.
Ночью ритм протестующим задает ударная установка, не целая, конечно, но накануне кто-то не поленился и притащил и бас-бочку, и хай-хэты, и рабочий барабан. Самого ударника не видно — так плотно его окружает качающаяся в ритм толпа.
За всем этим отстраненно наблюдает редкая шеренга полицейских, которых от протестующих отделяет буферная зона. Стражи порядка следят, чтобы демонстранты не прорвали оцепление и не направились в сторону резиденции президента Армении, но, похоже, молодых людей эта возможность мало интересует. Здесь нет никакой агрессии, и хотя некоторые эксперты уже окрестили акцию "электромайданом", никакого "электричества" в воздухе не витает и в помине.
Повторения силового разгона здесь никто не боится, молодые люди уверены, что даже если кого-то из них снова задержат, на место сбора придет в несколько раз больше людей.
Кто-то устраивает лежачую забастовку — приносит с собой одеяла, картон, еду, воду и спит здесь всю ночь, правда к утру большинство расходится по домам, чтобы вновь прийти сюда вечером. Наиболее сознательные убирают оставшийся за ночь мусор.
Социальная подоплека
Хотя подоплека происходящего в центре Еревана, социальная — люди протестуют против повышения тарифов на электричество — участники акций негативно воспринимают появившиеся в последнее время сравнения происходящего с киевским "евромайданом". Не согласны они и с тем, что это якобы антироссийская акция, хотя заявившая о повышении стоимости электроэнергии компания "Электросети Армении" является стопроцентной "дочкой" российской "Интер РАО ЕЭС".
"Это повышение платы за электроэнергию на 16% будет очень существенным для населения, потому что у нас тарифы и так очень высокие. К тому же, у нас в домах нет центрального отопления, поэтому люди отапливают помещение с помощью электроприборов, другие отапливают помещение газом. Зиму выдержать просто будет невозможно — люди живут здесь на очень скромную зарплату и пенсию, для них каждая копейка дорога", — говорит один из протестующих по имени Степан.
"Дело не в том, что эта компания российская, проблема в том, что она является монополистом, а это уже неправильно. И допустило эту ситуацию уже наше правительство, поэтому мы протестуем против нашего правительства, они должны решать эту ситуацию. Если бы это была не российская компания, а болгарская или армянская, дело это не поменяло бы, дело в монополии", — поясняет его друг.
"У нас была уже такая же акция по поводу повышения тарифов на городской транспорт", — снова говорит Степан. "Тогда тоже грабительским образом хотели повысить тариф на проезд от 100 до 150 драм (примерно 12-18 рублей — ред.). И ничего у них не получилось, потому что мы победили, народ победил. И то, что вы видите сейчас — это не политическая акция, нас не финансирует никто. Мы здесь для того, чтобы прекратить этот грабеж", — говорит он.
Директор Института Кавказа Александр Искандарян в беседе с корреспондентом РИА Новости пояснил, что в Армении имеется свой опыт социальных протестов, и армянская политическая культура предполагает такого рода влияние на политику с улицы.
"В Армении есть традиция уличной политической активности, начиная с 1991 года эти митинги происходят с регулярной частотой. Эта культура — добиваться чего-либо на митингах — в Армении есть. Год назад пенсионную реформу удалось отменить, были акции в Ереване против повышения цен на газ, было остановлено повышение платы за проезд в транспорте. Люди привыкли, что они могут выйти на улицы и в некоторых случаях они могут добиться своего. Могут, правда, и не добиться", — добавил Искандарян.
По его словам, происходящие в Ереване протесты совершенно не похожи на украинский "евромайдан".
"У "майдана" была другая природа, она была внешнеполитическая. Тут природа протеста исключительно внутренняя, это раздражение экономической ситуацией. В стране наблюдается экономическая стагнация, начиная с 2008 года. С начала кризиса экономика стагнирует, развития особого нет. В этой ситуации страна находится довольно давно, накапливается раздражение против экономической схемы, которая существует. Конечно, это конкретное повышение цен, но это скорее повод, чем причина", — считает эксперт.
Пока власти на уступки протестующим не идут. Накануне премьер Армении Овик Абрамян заявил, что правительство рассматривает возможность субсидирования расходов части населения на электроэнергию, добавив, что повышение тарифов "имеет свои объективные причины".
К утру пятницы на проспекте Баграмяна осталось всего несколько десятков молодых людей, часть из них приводит территорию в порядок, собирают мусор.
Немногочисленные фотографы, бродящие здесь в поисках удачного кадра, сетуют, что все надписи на плакатах на армянском и нет ни одной на английском или русском языках, на что получают закономерный ответ: "Так ведь это наша акция, мы обращаемся к правительству нашей страны, зачем нам писать ему на английском?"
"Наэлектризованная" Армения
Обозреватель Гагик Багдасарян: “Интригу во всей этой ситуации добавляет и тот факт, что ЗАО "Электрические сети Армении" является 100% дочерней компанией российской ИНТЕР РАО ЕЭС. Это обстоятельство вводит некоторых людей в соблазн использовать антироссийскую карту. Правда, русофобская риторика за последние дни звучала главным образом из уст редких политиков, оставшихся в прошлом”.