МОСКВА, 25 июн — РИА Новости. Представители журналистского сообщества выступили против законопроекта о запрете расходовать бюджетные средства на самопиар губернаторов в существующем виде, по их мнению, принятие документа может нанести вред большому количеству региональных СМИ, которые перестанут получать господдержку. Вместо этого эксперты предлагают создать общественный орган, который бы контролировал распределение бюджетных средств на поддержку медиа.
Депутаты Госдумы от четырех парламентских фракций подготовили законопроект, который вводит запрет для губернаторов тратить бюджетные средства на самопиар. Предлагается, в частности, внести изменения в Уголовный кодекс: за расходование бюджетных и внебюджетных средств на цели, нарушающие порядок информирования о деятельности органов власти субъекта РФ, предусматривается наказание до 5 лет лишения свободы. Пока законопроект в Госдуму внесен не был, поскольку был направлен для получения отзыва в Верховный суд.
"Мне кажется, что тот проект, который подготовлен, преследует правильную цель, но использует для этого неправильные средства. И идея с введением уголовной ответственности дополнительной — давайте исходить из того, что нужно экономить меры уголовной репрессии, иначе мы просто девальвируем само понятие уголовной ответственности", — сказал глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов на "круглом столе" в Госдуме, который организовал думский комитет по информационной политике.
Глава Союза журналистов Москвы Павел Гусев также полагает, что законопроект в существующем виде принимать нельзя, и обращает внимание на недопустимость убирать господдержку СМИ. "Снимать чистую господдержку на сегодняшний день со СМИ, исходя только из посыла, что это делается для имиджа губернатора, это абсолютно неправильно на мой взгляд", — сказал Гусев.
Он подчеркнул, что сегодня региональные и местные СМИ не могут существовать на деньги от рекламы, подписки и продажи. "Тогда, если мы принимаем такие жесткие законы, связанные с ограничением, — это, по сути дела, уничтожение большого количества СМИ", — отметил Гусев.
По его мнению, государственные средства на поддержку СМИ в регионах могут выделять вместе с представителями власти общественные палаты, региональные союзы журналистов, советы по правам человека.
"На мой взгляд вот этот закон принимать в том виде нельзя… Весь вопрос, если мы сможем это решить, — это в распределении этих денег. Деньги не должен давать губернатор, мэр или какой-то другой, облеченный властью человек", — заключил он.
Общественный орган контроля
Генеральный директор ИД "Коммерсант" Мария Комарова уверена, что предложенные в законопроекте меры не решают поставленных задач. "И губернаторы, и другие представители власти все равно найдут способы решить задачи, связанные с формированием собственного имиджа", — считает она.
По ее мнению, в результате запрета расходования средств региональных и местных бюджетов на поддержку СМИ может пострадать печатная пресса. "Я считаю, что наиболее здравым, продуктивным путем является средства выделять, при этом организовывать максимально открытое, публичное обсуждение какой-то комиссией", — сказала она.
В свою очередь, генеральный директор Академии российского телевидения Этери Левиева отметила, что законопроектом не предусмотрено, кто будет определять, имеет место пиар или это действительно информационное обслуживание. Она согласилась, что было бы целесообразно создать общественный орган, который будет следить за расходованием выделяемых средств.
Шеф-редактор РБК Елизавета Осетинская считает, что одна из проблем заключается в том, что никто не стоит на страже интересов аудитории. "Я выступлю с неожиданным предложением — маркировать этот контент, то есть давать аудитории понять, что этот контент так или иначе связан с органами государственной власти. Маркировка возможна разная, например "данная информация предоставлена в рамках кампании по информированию о…", — сказала Осетинская, добавив, что "выведение этих контрактов в открытую зону" в значительной степени поможет снять проблему.
Федотов выступил с идеей расширить предложение Осетинской. "Очень хорошее предложение, но давайте тогда немножко его расширим — что вся "джинса" так называемая тоже будет идти с маркировкой, "на правах рекламы" или "коммерческая презентация", — предложил он.
Глава комитета Госдумы по информационной политике Леонид Левин, подводя итоги дискуссии, призвал коллег участвовать в корректировке законопроекта, не дожидаясь его внесения Госдуму.
"Давайте на базе комитета уже сегодня соберем ваши предложения по улучшению этого законопроекта и будем иметь свою версию, с которой мы будем уже дальше работать в случае необходимости внесения. А если мы сами посчитаем, может быть, мы и от отрасли внесем свою версию законопроекта, которую мы будем считать правильной и эффективной. Потому что сегодня я не услышал практически ни от кого, что кто-то против в принципе ограничения этого самого пиара губернаторов. Вопрос, как это будет делаться, и будет ли это эффективно", — сказал депутат.