25 июня отмечается 65-летие со дня начала Корейской войны 1950-1953 годов, которая формально так и не была окончена и грозит вспыхнуть вновь. Россия прилагает усилия для поддержания мира на Корейском полуострове, продвигая в том числе проекты экономического сотрудничества, в котором были бы заинтересованы как КНДР, так и Южная Корея. Своими взглядами на ситуацию в интервью корреспонденту РИА Новости Ивану Захарченко поделились посол Российской Федерации в Пхеньяне Александр Мацегора и посол РФ в Сеуле Александр Тимонин.
— Александр Иванович, как известно, Корейская война, начавшись в 1950 году, до сих пор фактически так и не закончилась, поскольку в 1953 году было подписано только соглашение о перемирии. Что необходимо сделать сейчас, чтобы трагедия не повторилась и воина не вспыхнула вновь?
— К сожалению, обстановка на Корейском полуострове в настоящее время характеризуется высокой степенью напряженности, причем мы не склонны обвинять в этом только одну из сторон. Полагаем, что и КНДР и ее оппоненты должны проявлять сдержанность и дистанцироваться от шагов, провоцирующих углубление противоречий и, следовательно, обострение ситуации в регионе.
Конкретно, что касается Северной Кореи, речь идет о неукоснительном выполнении поддержанных Россией резолюций СБ ООН в отношении ракетно-ядерной программы КНДР. С другой стороны, увеличивающиеся масштабы американо-южнокорейских учений, в целом военная активность США на Корейском полуострове и вокруг него, как очевидно, расшатывают ситуацию и значительно превосходят не только существующий, но и перспективный потенциал вызовов и угроз, которые могут исходить от Пхеньяна.
— Какие изменения произошли в отношениях между Россией̆ и КНДР в последнее время, какие тенденции наметились? Какой̆ вклад отношения между Пхеньяном и Москвой̆ могут внести в обеспечение безопасности и поддержание мира на Корейском полуострове?
За последние полгода Россию посетили председатель президиума ВНС, заместитель председателя правительства, министры иностранных дел, народных вооруженных сил, внешнеэкономических связей КНДР. Прослеживается положительная тенденция к дальнейшему росту взаимных обменов, укреплению всестороннего сотрудничества и взаимодействия, в том числе и по ряду насущных вопросов международной повестки дня.
Как страна-председатель рабочей группы по механизму мира и безопасности в СВА в рамках шестисторонних переговоров, Россия является сторонником создания системы равной и неделимой безопасности на Корейском полуострове и в регионе, которая бы учитывала интересы и озабоченности каждой из сторон, включая, разумеется, и КНДР. В этой связи неизменна наша позиция по возобновлению шестистороннего переговорного процесса, что, безусловно, способствовало бы обеспечению безопасности и мира на Корейском полуострове. Ради достижения этой цели намерены и впредь продолжать активное взаимодействие с Пхеньяном, равно как и с другими участниками "шестисторонки".
— Какие экономические проекты между РФ и КНДР могут содействовать стабильности на Корейском полуострове? Чувствуется ли настрой со стороны правительства в Пхеньяне на их реализацию?
— Россия считает важным развивать экономическое сотрудничество с КНДР, которое с учетом взаимодополняемости народнохозяйственных комплексов является весьма выгодным для нашей страны, в том числе и в первую очередь для развития дальневосточного региона. Кроме того, связи в практических областях способствуют вовлечению Северной Кореи в систему международных экономических и, как следствие, политических отношений, что благотворно влияет на оздоровление обстановки в СВА.
Крупнейшим двусторонним проектом сейчас является созданный в северокорейском порту Раджин интермодальный перегрузочный комплекс, который включает в себя реконструированный порт и 54-километровый железнодорожный участок от российско-корейской границы. В настоящее время через порт поставляется значительный объем российского угля в Китай, прошли его несколько пробных отгрузок в Южную Корею. В случае вхождения в проект консорциума южнокорейских компаний, он станет трехсторонним, что, в свою очередь, помимо экономических выгод для всех участников, будет способствовать межкорейским контактам.
Прорабатывается ряд других проектов, связанных с модернизацией инфраструктуры КНДР в обмен на доступ к северокорейскому минеральному сырью. Есть интересные наработки в области налаживания сотрудничества в сельском хозяйстве, прежде всего в плане привлечения российских предпринимателей к эксплуатации имеющихся в КНДР животноводческих комплексов. Мы активно привлекаем северокорейскую рабочую силу, которая хорошо себя зарекомендовала в различных областях российской экономики.
Что касается подходов правительства КНДР, то, как мы чувствуем, оно настроено на развитие экономического сотрудничества с Россией, на реализацию двусторонних инвестиционных проектов. Здесь рассчитывают на дальнейшую активизацию российского бизнеса в КНДР, в связи с чем предоставляют нашим предпринимателям преференции и льготы, связанные, в частности, с вопросами оформления многократных виз, обеспечения необходимыми средствами связи, налоговыми освобождениями и т.д.