Государственная программа "Доступная среда" на 2011-2015 годы стала главным документом в решении задач по обеспечению доступности образования для детей с ОВЗ. За пять лет своего существования этот документ совершил переворот в системе образования, внедрив в общество понятие инклюзии. Но говорить о том, что в стране выстроена идеальная модель безбарьерной среды, в которой каждый человек чувствует себя полноправным членом общества, пока еще рано. О том, какие задачи предстоит решить профсообществу, чтобы эта модель заработала без сбоев, корреспонденту РИА Новости Оксане Барановой рассказал декан факультета "Дистанционное обучение" МГППУ Бронюс Айсмонтас.
- Бронюс Броневич, как вы оцениваете промежуточные итоги реализации программы?
— За время существования программы в общеобразовательных школах произошли значительные изменения по их архитектурной доступности. К сожалению, об учреждениях высшего образования пока такого сказать не могу. Конечно, ситуация частично изменилась в лучшую сторону, но все мы понимаем, что многие вопросы, связанные с архитектурными особенностями зданий так просто не решить. Понятие доступности образования включает в себя не только архитектуру, но и учебно-методическую, технологическую доступность.
С помощью дистанционных технологий мы можем дать возможность многим студентам учиться там, где нельзя поставить лифты, расширить проходы. Поэтому я думаю, сейчас стоит сосредоточиться на методических изменениях, создании специальных программ для студентов с ОВЗ.
- Пока эта система недостаточно развита?
— Не совсем так. Минобрнауки РФ уделяет этому большое внимание, и мы, как университет, активно участвуем в процессе. В этом году идет апробация модели учебно-методического центра, созданная нашими экспертами. Она обеспечивает получение высшего образования студентами с ОВЗ, с инвалидностью. При этом я считаю, что каждому вузу не рационально в дистанционном формате создавать образовательные программы по разным направлениям подготовки для студентов различных нозологий. Сейчас стоит задача – разработать такую среду, где могли бы учиться студенты из разных регионов. В настоящий момент в рамках госзадания наш университет проводит апробацию моделей сетевой формы реализации образовательных программ для студентов с инвалидностью. Мы учим 106 человек, 40 из которых студенты из вузов-партнеров.
- Какие региональные вузы включены в апробацию?
— У нас учатся студенты из 15 субъектов РФ. Это Череповецкий госуниверситет, Южный федеральный университет, Башкирский государственный педагогический университет, Саратовский госуниверситет и др. Хочу отметить, что во всем мире идея открытого образования становится ведущим направлением. Она отвечает всем интересам студентов с ОВЗ, с инвалидностью.
- Дистанционное образование должно стать основой обучения маломобильных групп студентов?
— Сама идея дистанционного образования крайне перспективна, но конечно, в этой системе пока не все так однозначно. В России, к сожалению, мы нередко сталкиваемся с ситуацией, когда предприимчивые люди превращают дистанционное образование в биржу по продаже дипломов. И тем самым компрометируют подход к дистанционному образованию. Однако если грамотно выстроить систему, дистанционное образование может быть более эффективно, чем очная форма обучения. Но наилучшие результаты мы можем достичь только при оптимальном сочетании разных подходов и достоинств очного обучения и дистанционных технологий. Основа дистанционного обучения – это самообразование. Мы как педагоги должны научиться организовывать и управлять самостоятельной работой студентов. Поэтому отвечая на непростой вопрос: может ли дистанционное обучение быть качественным, скажу: да, может! Здесь другие технологии, другие подходы, другая философия, формируется другая личность. Если человек серьезно занимается, у него развивается самостоятельность, инициативность, ответственность за собственные результаты, мотивация в достижении успеха.
- Каковы первые результаты апробации вашего проекта?
— Мы разрабатываем пять базовых направлений. Во-первых, создан портал, где размещены материалы информационно-справочного характера и учебный центр. Вторая задача – это апробация модели через обучение студентов с инвалидностью из 15 субъектов. Третье направление – повышение квалификации преподавателей вузов по инклюзивному образованию. Мы уже провели курсы с использованием дистанционных технологий, обучение закончили более 150 педагогов. Четвертое направление – проведение всероссийских научно-практических семинаров по обсуждению модели. Наконец, пятая задача – разработка методологии создания учебно-методических центров на региональном уровне в базовых федеральных университетах. Уже более половины работы мы выполнили. Сейчас проводим анализ результатов и проблем, которые возможны на этом пути. В конце ноября мы сдаем отчет в Министерство образования, и эти результаты должны стать основой для дальнейшего развития инклюзивного образования.