25 июня отмечается 65-летие со дня начала Корейской войны 1950-1953 годов, которая формально так и не была окончена и грозит вспыхнуть вновь. Россия прилагает усилия для поддержания мира на Корейском полуострове, продвигая в том числе проекты экономического сотрудничества, в котором были бы заинтересованы как КНДР, так и Южная Корея. Своими взглядами на ситуацию поделились в интервью корреспонденту РИА Новости Ивану Захарченко посол Российской Федерации в Пхеньяне Александр Мацегора и посол РФ в Сеуле Александр Тимонин.
— Александр Андреевич, Корейская война, начавшись в 1950 году, до сих пор фактически так и не закончилась, поскольку в 1953 году было подписано только соглашение о перемирии. Что необходимо сделать сейчас, чтобы трагедия не повторилась и война не вспыхнула вновь?
— Вы правы, окончание холодной войны, к сожалению, не затронуло Корейский полуостров. Здесь по обе стороны 38-й параллели уже 60 лет сохраняется жесткое противостояние не только двух диаметрально противоположных общественно-политических систем, но и крупномасштабных военных группировок, оснащенных современными видами оружия.
Трагический инцидент 2010 года в Желтом море, приведший к гибели южнокорейского корабля, показал, насколько нестабильна и взрывоопасна ситуация. Следует учесть, что формированию на Корейском полуострове надежной системы мира и безопасности препятствует неурегулированность межкорейских отношений.
Убежден, что альтернативы решению многочисленных корейских проблем политико-дипломатическими методами не существует, а оптимальным механизмом для выработки взаимоприемлемых развязок по всем вопросам являются переговоры с участием всех заинтересованных сторон.
Естественно, проведение любых переговоров, включая и шестисторонние по денуклеаризации Корейского полуострова, возможно лишь в условиях создания соответствующей атмосферы, а именно в контексте военной и политической разрядки на полуострове и вокруг него.
Именно поэтому российская сторона последовательно выступает за прекращение наращивания гонки вооружений на Корейском полуострове, против размещения на юге Кореи американских систем ПРО, призывает к снижению уровня военной активности всех сторон, прежде всего масштабных военных учений.
— Какие изменения произошли в отношениях между Россией и Республикой Корея в последнее время, какие тенденции наметились? Какой вклад отношения между Сеулом и Москвой могут внести в обеспечение безопасности и поддержание мира на Корейском полуострове?
— Отношения с Республикой Корея являются одним из важных приоритетов внешней политики России в АТР. За 25 лет, прошедших со дня установления дипотношений с РК, мы смогли добиться очень многого. Заметно укрепилось политическое доверие, сложился устойчивый механизм регулярных контактов на уровне президентов, создана солидная договорно-правовая база двустороннего взаимодействия.
Перспективным направлением российско-южнокорейского сотрудничества может стать более тесное взаимодействие в развитии интеграционных процессов в Северо-Восточной Азии, что способствовало бы как ускорению социально-экономического развития российского Дальнего Востока, так и укреплению южнокорейской экономики. В настоящее время мы уделяем особое внимание созданию территорий опережающего экономического развития на востоке России, где будет сформирована максимально благоприятная среда для привлечения зарубежных инвестиций. Разумеется, мы заинтересованы в том, чтобы южнокорейский бизнес воспользовался открывающимися возможностями.
Наша страна заинтересована также в продолжении тесного сотрудничества с РК в поисках путей обеспечения мира, безопасности и стабильности на Корейском полуострове. Хотел бы вновь отметить, что в нашем понимании достижение этой цели неотделимо от нормализации межкорейских отношений. Именно поэтому Россия всегда поддерживала усилия двух корейских государств, направленные на взаимное примирение, развитие мирного политического диалога и налаживание всестороннего сотрудничества на взаимовыгодной основе.
— Какие экономические проекты между РФ и РК могут содействовать стабильности на Корейском полуострове? Чувствуется ли настрой со стороны правительства в Сеуле на их реализацию?
— К настоящему моменту России и Республике Корея совместными усилиями удалось заложить прочный фундамент для всестороннего взаимодействия в торговле и наладить конструктивное экономическое сотрудничество. Достаточно сказать о том, что двусторонний товарооборот в 2014 году увеличился до рекордной отметки 25,8 миллиарда долларов. Росли, пусть и более медленными темпами, южнокорейские инвестиции в Россию, а российские – в экономику РК.
Важными областями инвестиционного сотрудничества являются нефтехимия и газохимия, судостроение, автомобилестроение, лесопереработка, целлюлозно-бумажная промышленность, переработка рыбы и морепродуктов. Неплохие перспективы имеет российско-южнокорейское сотрудничество в области мирного использования атомной энергии.
Следует упомянуть также о таких проектах, как долгосрочное соглашение между "Русгидро" и корпорацией водных ресурсов РК K-Water о взаимодействии в сфере гидроэнергетики, планах строительства компанией LS Networks нового аэровокзального комплекса в Южно-Сахалинске, совместный проект правительства Кемеровской области и компании Koeura по созданию центра разработки природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока, строительство компанией "ДЭУ Шипбилдинг" танкера-газовоза ледокольного типа для российской государственной компании "Совкомфлот".
Реализация этих проектов позволит не только создать новые рабочие места, упрочить экономические связи, повысить эффективность экономик наших стран, но и будет способствовать стабилизации обстановки на Корейском полуострове и в регионе Северо-Восточной Азии.