Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
На китаеведческой конференции в Высшей школе экономики вчера друзья спросили меня: с какой газеты ты начинаешь день? Я ответил, что с двух. Washington Post и "Жэньминь жибао", по сути – газет-близнецов, но с двумя весьма разными углами зрения на мир. Мир сегодня таков, что без этих двух разных углов зрения нормальному человеку что-то понять в происходящем невозможно.
А сегодня мне пришла в голову мысль, что здесь есть чем поделиться и с читателем. Тема из серии "простых": зачем существуют газеты, то есть вообще СМИ. На эту проблему ведь тоже есть разные углы зрения, не обязательно лишь американский и китайский.
Два мира
Если кому-то интересно, то домашняя страница "Жэньминь жибао" выглядит так, но давайте упростим задачу и обратимся к англоязычной версии, чтобы ее можно было сравнить с американской. Итак, перед нами очень похожие по аудитории издания, оба предназначены прежде всего для столичного управленческого класса, а уже во вторую очередь вообще для образованного человека.
Но вот вам страница "мир", международные события, в одном и другом случае. И мы видим два довольно разных мира, два мало похожих взгляда на то, что в нем самое важное из происходящего. В обоих случаях, правда, ключевая новость – визит королевы Елизаветы в Германию (потому что нужны красивые иллюстрации), но дальше…. В США главные международные материалы – о неприятных событиях на Гаити, в Колумбии и Армении.
В разделе "мир" китайской газеты – новости о том, что к создаваемому Пекином Банку инфраструктурных инвестиций присоединяются новые страны (а США так и остаются недовольными), об американской слежке за французскими президентами и плюс к этому множество новостей из Азии, которые из других источников просто так не получишь.
Самое поразительное в этих двух изданиях – их равноценность, одинаковый, скажем так, уровень. Технический, интеллектуальный, какой угодно. Это равные по силе и глубине газеты. Китайцы – молодцы. Конечно, английский язык у них немного деревянный, но в остальном – оба, в частности, очень грамотно охватывают весь мир, просто мир у каждого свой.
Как насчет пропаганды? Ею занимаются обе газеты, хотя бы потому, что любому журналисту хочется, чтобы важные с его точки зрения новости достигли читателя, и есть какие-то мировоззренческие причины этого хотеть. Но пропаганда как таковая все же скорее относится к личным мнениям обозревателей.
И здесь интересен тон, примерно общий для всех китайцев – и слегка иной для всех американцев, особенно по вопросам, касающимся внешней политики Китая и США. В первом случае мы видим людей, сдержанно, как бы доброжелательно и с некоторой усталостью высказывающих какие-то вещи, во втором – нервы, нервы… Национальные особенности, наверное.
Журналист – это учитель
Возникает вопрос, а что же тогда в "Жэньминь жибао" осталось от ее коммунистического прошлого. То есть название издателя – Компартии Китая – и сегодня то же, но мы ведь видим, что газета совсем не такая, как при товарище Мао (как и весь Китай, впрочем).
Это страшно интересная тема, абсолютно философская. Вот в России на днях вышла статья министра культуры Владимира Мединского, где он четко ответил на вопрос, зачем существует культура. В том числе и так: она должна "воспитывать вкусы" в народе (цитата Мединского из деятеля эпохи Просвещения Александра Сумарокова). Спасибо, господин министр, 25 лет существовала нынешняя Россия, и наконец кто-то на высоком уровне обозначил эту простую мысль. Культура — не бизнес, а просвещение, то есть способ духовного совершенствования людей.
А газеты? Пару лет назад я задал этот вопрос девушке из "Жэньминь жибао", с которой мы вместе ждали в Пекине автобуса перед экскурсией. И она ответила: газета — это то, что необходимо после завершения образования. Ты получил диплом, но он с каждым днем теряет ценность (а ты теряешь ценность как человек), если не обновлять знания, базовую информацию о том, что творится в мире вокруг тебя, какие идут споры. Если твой диплом школьный, тебе нужны одни газеты, если университетский – другие. Во втором случае тут у нас что-то вроде аспирантуры.
Журналист, соответственно, это не губка для впитывания бессмысленной информации (которую выжимают потом на газетную страницу), а учитель. То есть человек, которые что-то знает (узнает) и рассказывает тем, кто пока не знает. Оттого это уважаемая и нужная обществу профессия.
Браво! Другой вопрос, коммунистическая ли это концепция? Или она из эпохи Просвещения, идеи которой самым невероятным и противоречивым образом впитал коммунизм (и был поэтому изменен ими до неузнаваемости)?
Но не будем углубляться в эти бездны. Скажем лишь, что и Washington Post как-то не очень подпадает под левацкое определение СМИ как "четвертой власти", задача которой вечно кошмарить три первые власти, то есть быть в неизменной оппозиции. Эта идея у американцев идет разве что на экспорт, куда следует. И, как видим, "Жэньминь жибао" не зря так похожа на свой американский аналог.
Может быть, дождемся, когда в России кто-то внятно скажет, для чего обществу нужны СМИ. Аспирантура это или штаб вечной оппозиции.