Со времени окончания холодной войны европейцы не только признавали происходившие изменения границ на континенте, но и в случае с Косово сами ломали их, отмечает он.
С одной стороны, Европейский союз стремится к тому, чтобы границы были предельно прозрачны, но национальные государства при этом не теряли право на самоопределение (хотя, по мнению Фридмана, сложно сочетать эти два условия). С другой стороны, территориальные границы государств не должны подвергаться изменению. Ни то, ни другое не удается в полной мере.
Сначала в результате распада СССР в Европе возникло 8 новых государств, затем произошел "бархатный развод" Чехии и Словакии, наконец, в настоящий момент возможно отделение регионов в Великобритании, Испании и Бельгии. С военными действиями были связаны распад Югославии, изменение границы Грузии и конфликт между Арменией и Азербайджаном. ЕС даже принял в 2004 году в свой состав Кипр, хотя территориальный спор с Турцией там не был урегулирован.
Национальные идеи в Европе усиливаются, и нет признаков того, что границы перестанут оспариваться. А любое изменение национальной границы – и это, как пишет политолог, можно наблюдать в случае с Украиной – является вызовом реалиям существования государства и тому, как оно воспринимает себя.