Максим Соколов, для МИА "Россия сегодня"
"Мне кажется, нам нужно, если мы приближаем выборы Госдумы, приблизить выборы президента и объявить новую программу реформ, которую легче проводить, имея мандат доверия на ее проведение", — сказал Кудрин.
Вообще говоря, внятных и убедительных резонов в пользу переноса думских выборов на три месяца раньше, с декабря 2016 г. на сентябрь 2016 г. представлено не было. Не очень разумно затевать новое странное мероприятие, в качестве основания ссылаясь на другое странное. Логичнее задаться вопросом о никак не проглядывающихся резонах переноса думских сроков, чем призывать к переназначению всех сроков.
Тем более что если думские выборы предполагается перенести всего лишь на квартал, то президентские, как явствует из разъяснений самого Кудрина, следует устроить двумя, а в идеальном варианте — даже двумя с половиной годами раньше: "Откладывание структурных реформ еще на год, два, три на тот же срок отложит и восстановление позиций России на мировых рынках. Через три года Россия будет иметь самую низкую долю в мировой экономике с 1992 года. Откладывать нельзя. Любая программа требует политической поддержки. Для этого требуется политический мандат и окно возможностей. Оно всегда возникает после выборов". Если, по логике Кудрина, реформы совершенно необходимы, а мандат на реформы дается выборами, то президентские выборы следует проводить как можно скорей, вовсе не считаясь с записанными в конституции сроками инвеституры. Открытие окна возможностей важнее.
Назарбаев в самом деле действовал в такой последовательности: объявил "100 шагов", а затем досрочные выборы, на которых и выиграл (никто другого и не ждал), но появилось ли у него прежде отсутствовавшее окно возможностей или не появилось — вопрос к политикам типа Назарбаева вообще плохо применимый. В деспотиях (хотя бы и мягких, и просвещенных) окно возможностей зависит прежде всего не от политического мандата, а от политической воли правителя, значение же выборов довольно невелико. Главная проблема Казахстана сегодня — не наличие/отсутствие окна, а год рождения Назарбаева — 1940-й. Все мы не вечны, а проблема эффективного престолонаследия не решена. Хоть выборами в срок, хоть досрочными выборами она не лечится.
Возможно, впрочем, саму идею с Назарбаевым Кудрин придумал не самостоятельно, но позаимствовал у общественного деятеля Евгения Гонтмахера, который рассуждал о досрочных выборах Владимира Путина всего за три дня до Алексея Кудрина — 15 июня с. г.
Тут нужно видеть различие между двумя общественными деятелями. В отличие от Кудрина, который хорош с Путиным, тогда как отношения с Медведевым у него не сложились, Гонтмахер к Путину никогда близок не был, а к Медведеву — весьма, входя в правление Института современного развития (ИНСОР), который до осени 2011 был мозговым трестом при тогдашнем президенте Медведеве и воодушевлял его идти на второй срок.
Воодушевление оказалось недостаточным, после чего ИНСОР ушел в небытие, а Гонтмахер тихо будирует, не возлагая на нынешние власти никаких своих надежд.
Оба околокремлевских мечтателя исходят из своей трактовки политической личности Владимира Путина. Для Кудрина он — типичный западный политик из учебников, который в соответствии с прописями объявляет программу (которую напишет Кудрин), побеждает с ней на выборах и реализует ее в рамках окна возможностей. Для Гонтмахера он — не менее типичный светский деспот, который удовлетворяет свое желание народной любви и почитания периодическим провозглашением революционных перестроек ("великий перелом", "большой скачок", "великая пролетарская культурная революция", "арабский социализм", "Зеленая книга или третье всемирное учение", etc.).
На основании своего видения личности российского президента и тот, и другой общественный деятель пророчат близкие президентские выборы. Если видеть политическую личность Владимра Путина более адекватно, возможно, никакой досрочности вообще не будет.