МОСКВА, 22 июн – РИА Новости. Российские археологи расшифровали надписи на недавно найденных немецких надгробиях 17-го века и пришли к выводу, что они принадлежали известной семье немецких дипломатов, помогавших царям вести внешнюю политику и устанавливать связи с Западом, сообщает пресс-служба Института археологии РАН.
"Москва не была медвежьим углом, она была связана многочисленными торговыми и культурными связями с Европой. В конце концов, если бы не московские иноземцы, у нас не было бы Петра", — заявил Леонид Беляев, руководитель отдела археологии Московской Руси ИА РАН.
По словам Беляева, данные надгробия были найдены совсем недавно – в конце апреля нынешнего года, когда строительные службы города проводили ремонтные работы в районе Мытной улицы и Хавского переулка. Данные артефакты привлекли внимание любителей-историков, которые спасли их от уничтожения и обратили на них внимание ученых.
Беляев и его коллеги смогли прочесть надписи на плитах — как оказалось, они были сделаны на нижнерейнском диалекте старонемецкого языка. Первое надгробие было посвящено Берендту Келлерману, сыну известного по хроникам дипломата Генриха Келлермана, который помогал русским царям беседовать с иноземными послами и сам участвовал в нескольких посольствах в Англию и в другие страны Европы.
Второе надгробие было вытесано в память Томаса Келлермана, современника царя Алексея Михайловича. Оно привлекло внимание археологов тем, что на нем были начертаны слова из относительно "свежих" для того времени протестантских богословских трактатов и мистических текстов.
Этот факт, как полагает Беляев, свидетельствует о том, что иноземцы, жившие в Москве, не пребывали в изоляции, а находились в тесном контакте с соотечественниками в Западной Европе. Интенсивный культурный обмен в начале и середине 17 века, по мнению археологов, мог послужить своеобразным вдохновением, и был одной из предпосылок для реформ Петра I.
"Эти находки — одно из редких свидетельств активного участия в жизни Московии выходцев из Западной Европы, людей, которые строили башни Кремля, соборы, монастыри и крепости, учили лить пушки и штурмовать вражеские города, ходили с московскими князьями в походы "инструкторами", были ювелирами и механиками, врачами и аптекарями, переводчиками и послами" — заключает Беляев.