МОСКВА, 19 июн — РИА Новости. При реализации проекта газопровода через Грецию могут возникнуть политические риски, в том числе в контексте греческого долгового кризиса, но экономическая выгода для всех заинтересованных сторон дает основание надеяться на его успешную реализацию, считают опрошенные РИА Новости эксперты.
В пятницу на полях ПМЭФ глава Минэнерго РФ Александр Новак и министр производственной реформы, окружающей среды и энергетики Греции Панайотис Лафазанис подписали меморандум о сотрудничестве по строительству и эксплуатации газопровода в продолжение "Турецкого потока". Проект "Турецкий поток" предполагает строительство газопровода мощностью 63 миллиарда кубометров газа в год из России в направлении Турции через Черное море.
Газопровод протяженностью около 1100 километров будет состоять из четырех ниток и выведет на турецко-греческую границу до 47 миллиардов кубометров газа. Предполагается, что на границе Турции и Греции будет создан газовый хаб, а страны ЕС должны самостоятельно реализовывать газотранспортные мощности по дальнейшему приему этого газа на своей территории.
Заведующий кафедрой европейской интеграции МГИМО Николай Кавешников отметил, что ввиду ряда факторов — прежде всего, сохраняющейся политической нестабильности в Греции, — существует ряд вопросов относительно того, как подписанный документ будет реализовываться на практике.
"Практическое значение данного меморандума пока не вполне ясно. С одной стороны, есть небольшая неопределенность относительно политической ситуации в Греции в перспективе полугода, года, двух лет. С другой стороны, существует стратегическая неопределенность насчет того, насколько проект трубопровода на территории Греции будет лишен тех недостатков, которые препятствовали реализации проекта "Южный поток". Здесь пока ясности нет", — заявил эксперт.
Отвечая на вопрос о том, насколько высоки шансы на успех в реализации этого проекта, собеседник агентства сказал: "Трубопровод будет строить не Греция, этим будут заниматься коммерческие организации. Здесь сложно оценивать, существует много факторов, которые нам неизвестны. В лучшем случае — 50%".
Руководитель Аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник более оптимистично оценивает планы правительств Греции и России. Он отметил, что "политические риски есть в любой стране", поэтому говорить о том, что проект, может быть, при плохом развитии событий будет закрыт, не приходится. Он подчеркнул значение в этом контексте того факта, что финансированием займется российская сторона.
"Сложное экономическое положение Греции будет компенсировано тем, что там есть целевое финансирование со стороны российской дочки ВЭБа. Поэтому надо отделять энергетические вопросы от экономических проблем Греции", — отметил он.
По словам Пасечника, Россия наоборот позволяет Греции получать прибыль благодаря оплате транзита.
"То есть здесь в целом только благоприятные исходы для греков. Нам она нужна только как транзитер", — отметил он.
Кроме того, Пасечник призвал не переоценивать риски строительства самого "Турецкого потока", реализация которого пока осуществляется без окончательного согласования проекта Турцией и Россией и в отсутствии подписанного обязывающего документа.
"Разрешения на прокладку пока нет. Турки, якобы, ждут уточненных координат. В целом, все-таки исхожу из того, что если уже есть договоренность с греками, то можно надеяться, что Анкара не выкинет никаких фокусов, рассчитывать на рациональную позицию. Учитывая тот факт, что Турция, во-первых, сама нуждается в газе, во-вторых, позиционирует себя как транзитный хаб, то маловероятно, что она будет препятствовать реализации проекта", — отметил эксперт.
В свою очередь Кавешников также отметил политическую выгоду, которую могут извлечь стороны из заявления о намерении строить газопровод.
"Подписание меморандума — важная политическая новость. Для Греции это еще один козырь во вступающем в решающую фазу торге с представителями Евросоюза и других стран, для России — еще одна возможность продемонстрировать, что она не находится в изоляции и имеет влияние в Европе", — сказал Кавешников.