Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Массовая эвакуация
Государства Балтии неуклонно движутся к демографическому и экономическому тупику. Сегодня в Эстонии, Латвии и Литве проживают 1,3 млн, 1,99 млн и 2, 96 млн. человек соответственно. В составе союзного государства в 1990 году населения было заметно больше: в Эстонии – на 260 тыс. человек, в Латвии – на 670 тыс. человек, в Литве – на 740 тыс. человек. За четверть века Прибалтика в целом потеряла 1,68 млн. жителей (более 21%), и спад продолжается.
Пустеющие республики – реальная опасность, замкнутый круг: население сокращается, потому что нет работы, потому что нет предприятий, потому что нет инвестиций, потому что сокращается население. Основная причина – не только и не столько в снижении рождаемости, сколько в массовой эмиграции. Это отчетливо видно на примере самой многолюдной из трех республик – Литвы.
В 1989 году в Литовской ССР проживали 3,7 млн. человек. От Латвии и Эстонии советская Литва отличалась аграрно-ориентированной экономикой и преобладанием национальных трудовых ресурсов. К моменту распада СССР литовцы составляли 80% населения республики, русское меньшинство не превышало 9%. Выход из союзного государства породил в республике экономические проблемы и трудовую эмиграцию в Западную Европу. В 2004 году Литва вступила в Евросоюз, и эмиграция стала подобна массовой эвакуации.
Аналогичные процессы происходят в Эстонии и Латвии. При сохранении тенденций миграции, рождаемости и смертности численность населения Риги, по данным исследования Латвийской академии наук, к 2030 году может уменьшиться до 500 тыс. человек, или на 24%. А ведь в СССР столица Латвии почти достигла статуса города-миллионника – к 1990 году население выросло до 909 тысяч человек.
Национальному руководству становится все сложнее доказать оставшимся в стране избирателям (в основном – пенсионного возраста), что у них есть будущее.
В Латвии кабинет министров обсуждает возможность уменьшения пенсий в ближайшие годы. При официальном прожиточном минимуме в 247 евро в месяц, лишь 53% латышских пенсионеров получают 271 – 285 евро, а у 24% она составляет менее 214 евро. То есть примерно каждый второй пенсионер живет на грани или за чертой бедности. С января 2014 года повышается пенсионный возраст, каждый год – на три месяца (в 2015 году он составит 62 года и 6 месяцев, а 1 января 2025 года достигнет 65 лет).
Для сравнения: средняя финская пенсия – 1500 евро, примерно в четыре раза больше. Минимальные прибалтийские зарплаты по размеру сопоставимы с пенсиями, и значительно отличаются от западноевропейских (в Люксембурге минимальная зарплата составляет 1 921 евро, в Бельгии 1 502 евро, в Нидерландах 1 486 евро, в Ирландии 1 462 евро, во Франции 1 445 евро).
Около 20% ВВП стран Балтии формируется за счет дотаций Евросоюза из всевозможных фондов. Но Европарламент дает деньги не просто так, а с привязкой к численности населения.
При этом в странах Балтии действуют сразу четыре отрицательных фактора:
- суженное (с 1992 года) воспроизводство населения;
- абсолютная зависимость национальных лидеров от Евросоюза;
- ксенофобия, ограничивающая появление иммигрантов-инородцев (большинство избирателей воспринимают этническую и культурную однородность окружающей среды как высшее благо);
- отсутствие государственной идеи.
В начале 1990-х национализацию информационного пространства и уничтожение образования на русском языке в Прибалтике объясняли заботой о нации и культуре, которые 25 лет спустя исчезают, растворяются на просторах Евросоюза. Для чего нужна была независимость? Ведь не для подмены же европейской интеграции массовой эмиграцией. И не для войны с Россией.
Страшные сказки
Возможно, национальные лидеры и руководители ЕС днем и ночью думают о выходе из социально-экономического тупика, о благе прибалтийских народов, но более всего их тревожит лишь Россия.
Председатель военного комитета НАТО чешский генерал Петр Павел на конференции "Наша безопасность" в Праге поддержал паникерские настроения, и заявил, что Россия способна оккупировать Прибалтику и Киев за два дня. По мнению генерала, Россия может принять решение об оккупации стран Балтии в считанные часы, в то время как 28 государств НАТО потратят слишком много времени на согласование единой позиции. Вновь назначенному (1 июня 2015 года) должностному лицу полезно сразу обратить на себя внимание руководства, и все же, кто ответит на простой вопрос: зачем России оккупировать Прибалтику и Киев? На фоне политических галлюцинаций Вильнюс планирует вернуть отмененную в 2008 году всеобщую воинскую повинность.
И многим уже не кажется фантастической идея создания единой системы ПВО Балтии. 28 мая в литовском Паневежисе главы оборонных ведомств Латвии, Литвы и Эстонии решили начать переговоры о создании единой системы противовоздушной обороны средней дальности. Целесообразность оборонного проекта не доказана, зато неоспорима полезность донорских средств ЕС и НАТО (на закупку оборудования, создание обучающих программ, содержание персонала и самой системы).
Однако враждебная риторика и поддержка антироссийских санкций имеют обратную сторону. После введения Россией контрсанкций, по словам российского премьера Дмитрий Медведева, товарооборот с Латвией упал на 40 процентов, с Литвой – на 30 процентов, с Эстонией – на 25 процентов. Безусловно, это наносит странам Балтии огромный ущерб.
Взаимодействие с НАТО
Весной 2004 года Эстония, Латвия и Литва вошли в НАТО. При этом Россия категорично заявила, что рассматривает принятие соседних государств в военный блок под руководством США как недружественный шаг. Мнение России проигнорировали.
Руководство НАТО поддержало стремление Балтии к интеграции в западное сообщество.
Сегодня лишь Эстония выполняет обязательство о ежегодном выделении на оборону 2% ВВП (Латвии и Литве НАТО прощает). Сотрудничество развивается в сферах адаптации национальных систем обороны к стандартам НАТО, привлечения ресурсов альянса для укрепления собственного оборонного потенциала и мониторинга воздушного пространства. Сформированы небольшие по численности национальные армии, способные участвовать в военных операциях альянса. Военнослужащие стран Балтии действовали в миротворческих операциях НАТО в Косово, Ираке, Афганистане. В 2008 году разработаны планы обороны территории Прибалтики альянсом. И сегодня появление в странах Балтии американских танков уже никого не удивляет. А что же Россия?
На фоне военной активности альянса в Балтии, отсутствия долгосрочных программ экономического развития, жестко регламентированных квот на вылов рыбы и рынка сбыта Всемирный банк снизил прогноз экономического роста Литвы в 2015 году с 4% до 3,2%, минфин Латвии снизил прогноз с 2,8% до 2,1% в 2015 году и с 3,3% до 3% в 2016 году, министерство финансов Эстонии также снизило собственный прогноз развития национальной экономики на 2015 год сразу на 0,6%. Складывается впечатление, что экономически развитая и густонаселенная Прибалтика не является приоритетом объединенной Европы.
Вероятно, территория Эстонии, Латвии и Литвы привлекательна лишь как плацдарм Североатлантического альянса на границе с Россией.