Рейтинг@Mail.ru
Фестиваль в Будапеште делает доступным переживание "Кольца нибелунга" - РИА Новости, 16.06.2015
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Фестиваль в Будапеште делает доступным переживание "Кольца нибелунга"

© Фото : пресс-служба Дворца искусств в Бущапеште (MÜPA)Опера "Гибель богов"
Опера Гибель богов
Читать ria.ru в
С 11 по 14 июня в рамках фестиваля "Вагнер в Будапеште" прошли спектакли полного цикла опер "Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид" и "Гибель богов" грандиозной тетралогии Рихарда Вагнера "Кольцо нибелунга". О столь значимом событии в мире музыке читайте в репортаже РИА Новости.

БУДАПЕШТ, 16 июн – РИА Новости. Андрей Золотов-мл. Считается, что представление грандиозной тетралогии Рихарда Вагнера "Кольцо нибелунга" — это исключительное событие в мире музыкального театра. Более 15 часов музыки за четыре вечера – не только невероятно сложное предприятие для исполнителей и организаторов, но и нечто чрезвычайно тяжелое для восприятия. И это, наконец, дело почти недоступное для обычного любителя музыки – надо или годами ждать очереди на билеты в Байройт, или на неделю и более ехать в одну из европейских столиц и платить гигантские деньги.

Прошедшие с четверга по воскресенье спектакли полного цикла опер "Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид" и "Гибель богов" на фестивале "Вагнер в Будапеште" продемонстрировали, что все эти мифы в мире музыкальной классики верны лишь отчасти. Оказывается, что "Кольцо нибелунга" звучит в июне в венгерской столице уже несколько лет и будет сыграно еще раз в 2016 году. Что так называемая полупостановка, сочетающая элементы концертного исполнения, балета, театра теней и мультимедиа, делает вагнеровские оперы удивительно доступными для слушателя, стремящегося прикоснуться к этому шедевру. И, наконец, билеты на эти представления можно запросто купить на сайте будапештского Дворца искусств (MÜPA), и цены на них начинаются от 5,5 тысячи форинтов (1,1 тысячи рублей) за спектакль, что гораздо меньше, чем в большинстве театров мира.

За последние годы "Кольцо нибелунга" собрали на своих сценах многие ведущие оперные театры мира. Этому способствовало широко отмечавшееся в 2013 году 200-летие со дня рождения Вагнера, когда полные циклы с успехом прошли и в Берлине, и в Милане, и в Вене, и в Нью-Йорке.

Однако будапештская постановка стоит особняком. Инициатором и бессменным руководителем вагнеровского фестиваля в Будапеште стал венгерский дирижер с мировым именем Адам Фишер. В 2006 году он основал вагнеровский фестиваль в только что открывшемся тогда Дворце искусств – светлом современном комплексе с превосходным по своим акустическим качествам концертным залом, музеем современного искусства и фестивальным театром на берегу Дуная. По словам Фишера, одним из воспоминаний его детства в Будапеште 1950-х годов было слушание радиотрансляции "Кольца нибелунга" из Байройта, бывшей в то время для его семьи "единственной культурной связью с Западом". Из этого опыта родилась мечта сделать оперы Вагнера волнующими и яркими, доступными для слушателей в его родном городе.

© Фото : пресс-служба Дворца искусств в Бущапеште (MÜPA)Полина Пастричак (Гудруна) в опере "Гибель богов"
Полина Пастричак (Гудруна) в опере Гибель богов

В программе цикла нет имени профессионального режиссера. В то же время состав постановщиков и исполнителей свидетельствует о непрерванных связях Австрии и Венгрии. Соавторами Фишера стали австрийский драматург Кристиан Мартин Фукс и австрийский же сценограф Хартмут Шоргхофер, который много работает в европейских театрах, в том числе активно сотрудничает с российским оперным режиссером Дмитрием Бертманом (в 2011 году они вместе поставили в Москве раннюю оперу Вагнера "Запрет на любовь, или Послушница из Палермо"). Среди певцов также немало почтенных венских имен – восторженно принятый публикой Мартин Винклер (Альберих), Вальтер Финк (Фафнер), Курт Ридль (Хаген) и венгров, учившихся и работающих в Австрии, таких как замечательные молодые артистки Бернардетт Фодор (Эрда) и Полина Пастричак (Воглинда, Гудруна).

Сцена зала имени Бартока представляла собой ступени из нескольких площадок, на вершине которых стоит стенка из 12 полупрозрачных стеклянных подвижных щитов. Они выполняют функцию то экрана для видеопроекций и театра теней, то дверей в обители богов, героев и гигантов, то занавеса. Благодаря этому экрану и созданному на нем группой fettFilm тонкому музыкальному видеоряду, возникает связь зрителя с мифологическим миром опер Вагнера, в который помещены и артисты на сцене, и сами зрители. Здесь изображение плывущих в воде русалок моментально обращается поющими перед ним дочерьми Рейна, в завершение "Золота Рейна" возникает панорама Будапешта с крыши Дворца искусств. Здесь в "Зигфриде" герой убивает несерьезного, мультяшного дракона, а затем зрители видят самих себя, сидящих в зале. На фоне этого универсального задника-занавеса скачут в "Валькирии" девы с конскими головами, и на нем же возникает панорама разрушенной Валгаллы, исчезающая в финале оперы, как сгорающая бумага. При этом на авансцене стоят стулья для исполнителей – как при концертном исполнении оперы – и здесь же играются экономные в изобразительных средствах мизансцены, а балетные номера иллюстрируют и развивают то, о чем поют герои.

Главной звездой будапештского "Кольца" была знаменитая шведская сопрано Ирэн Теорин, певшая партию Брунгильды в "Валькирии" и "Гибели богов" с удивительной мощью и цельностью. Другой известнейшей вагнеровской певицей, участвовавшей в фестивале, стала Вальтрауд Майер (Вальтраута). В роли Вотана предстал латвийский бас Эгилс Силиньш, звучавший от сцены к сцене все более убедительно. А известному немецкому героическому тенору Кристиану Францу пришлось выйти на сцену в партии Зигфрида больным. Он с трудом закончил спектакль, за что был вознагражден тем не менее овацией благодарной публики.

Центральное место в спектаклях занял симфонический оркестр венгерского радио, который под управлением Фишера создает такую полноту мощи, нюансов и экстаза музыки Вагнера, что его следует признать не уступающим самым именитым симфоническим коллективам Европы, хотя за четыре долгих вечера не могло обойтись без досадных дефектов.

Важно и то, что организаторам удалось создать насыщенную атмосферу вагнеровского фестиваля. Здесь и долгие антракты, в которых кто-то идет слушать специальную лекцию, кто-то вкушает из "вагнеровского" меню в ресторане, кто-то поднимается на крышу смотреть на закат над Дунаем, а кто-то пьет принесенное с собой пиво или читает книжку на лужайке перед Дворцом искусств. Артисты группы духовых инструментов выходят на балкон дать звонок в виде главного лейтмотива предстоящего акта. А если жарким днем в центре Будапешта вы встречаете в трамвае даму в длинном легком платье, то почти наверняка знаете, что это ваш товарищ по переживанию вагнеровского "Кольца".

© Фото : пресс-служба Дворца искусств в Бущапеште (MÜPA)Ирэн Теорин (Брунгильда) в опере "Гибель богов"
Ирэн Теорин (Брунгильда) в опере Гибель богов
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала