МОСКВА, 10 июн — РИА Новости/Прайм. Комитет Госдумы по финансовому рынку поддержал поправки, подготовленные ЦБ РФ и направленные на совершенствование процедуры ликвидации НПФ и защиту прав пенсионеров, доверивших свои пенсионные накопления таким фондам.
Цель поправок — "оптимизировать процедуры ликвидации пенсионных фондов и сделать их такими, чтобы максимально защитить права тех пенсионеров, которые имеют пенсионные накопления в пенсионных фондах", пояснил на заседании комитета директор юридического департамента Банка России Алексей Гузнов.
Он напомнил, что, начиная с 2013 года, проводится активная работа, связанная с созданием системы гарантирования средств пенсионных накоплений. И сейчас Банк России после принятия соответствующих законодательных актов ведет работу по оценке деятельности существующих НПФ, в которых есть пенсионные накопления.
"По итогам этой работы определенные пенсионные фонды, что не исключено, могут лишиться права принимать пенсионные накопления", — отметил Гузнов. В результате, по его словам, по действующему законодательству то имущество, которое было у пенсионных фондов, имущество пенсионных накоплений подлежит передаче в Пенсионный фонд России.
"И впоследствии на разницу между этим имуществом и теми обязательствами, которые будет иметь ПФР перед пенсионерами, Банк России будет обязан предоставить денежные средства", — сказал глава департамента ЦБ. А в случае ликвидации НПФ, по его словам, может возникнуть ситуация, что при ликвидации "имущество будет ликвидироваться не по той цене, которая даже отражалась в балансе".
Новый механизм
"Для того чтобы не допустить возникновения сложности у пенсионного фонда и, прежде всего, у пенсионеров, предложен механизм, в соответствии с которым Банк России сразу полностью выплачивает сумму пенсионных обязательств этих пенсионеров в ПФР", — сообщил Гузнов, представляя поправки, подготовленные ЦБ. В этом случае, по его мнению, "пенсионеры оказываются в максимально защищенном режиме, у них не будет потерь".
"В то же время Банк России получает права как кредитор пенсионного фонда, как крупнейший кредитор, и под своим "зонтиком" осуществляет процедуры ликвидации пенсионного фонда, осуществляя продажу имущества, чтобы максимизировать те выгоды, которые от этого имущества могут быть получены", — добавил представитель ЦБ.
Он подчеркнул, что "сам механизм принудительной ликвидации и соответственно банкротства" основан и взят по аналогии с соответствующими механизмами законодательства о банках и банковской деятельности. "В законе о банках и банковской деятельности, вообще в банковской сфере, механизм был апробирован, начиная с начала 2000-х годов, показал определенную оптимальность и эффективность, по крайней мере, по сравнению с соответствующими процедурами других типов финансовых организаций", — считает Гузнов.
Директор департамента коллективных инвестиций и доверительного управления ЦБ РФ Филипп Габуния, в свою очередь, напомнил депутатам, что "вся процедура вхождения в систему гарантирования и акционирования ограничена этим годом". "И те последствия нежелательные, которые мы хотим избежать с принятием соответствующих поправок, они как раз, могут возникнуть по окончанию этого года в связи с тем, что в нынешней редакции закона срок этих процессов ограничен 1 января", — сказал он.
Сроки ограничены
Соответствующие поправки было предложено внести на заседании комитета по финрынку в рамках подготовки ко второму чтению законопроекта о компенсационных соглашениях ЦБ с банками. При этом председатель комитета Николай Гончар проинформировал коллег, что "изначально предлагалось рассмотреть эту проблему в ином законодательном акте".
"Но это сделать было невозможно, а как сказали коллеги из ЦБ, мы ограничены сроком, — добавил он. — И все это нужно делать не в последний момент, поэтому сегодня, буквально, мы этот текст получили. Эту проблему обсуждали раньше, но этот текст, именно эта редакция, появилась сегодня".
Текст законопроекта с учетом этих поправок будет направлен на правовую экспертизу, а затем, если не будет замечаний вынесен на пленарное заседание. При наличии замечаний комитет может вернуться к рассмотрению поправок 15 июня. Гончар поинтересовался у представителей ЦБ как быть в случае, если не будет получена к этому времени правовая экспертиза: "Означает ли это, что совету Госдумы будет предложен текст законопроекта без этого раздела, либо мы откладываем на осень рассмотрение всего законопроекта по межбанковскому рынку?".
Гузнов, отвечая на вопрос, сказал, что с учетом той работы, которая проделана по законопроекту, связанному с обеспечением устойчивости межбанковского рынка, откладывать его на осень не стоит. Если же экспертизы не будет, значит поправки к законопроекту, касающиеся НПФ, пойдут "самостоятельным законом", предположил он.