Рейтинг@Mail.ru
Украина осталась без лекарств: политика или жадность? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Украина осталась без лекарств: политика или жадность?

Читать ria.ru в
Дзен
Детей на Украине не прививают против туберкулеза и множества других болезней, а политики пытаются патриотическими лозунгами закамуфлировать элементарную безалаберность и отсутствие денег в бюджете, замечает Захар Виноградов.

Захар Виноградов, обозреватель РИА Новости

Украинская власть провела еще одну шумную политическую кампанию: президент Петр Порошенко подписал закон о прекращении военно-технического сотрудничества с Россией, а правительство Украины отказалось от поставок российских лекарственных препаратов, и, прежде всего, от самой их многочисленной группы – вакцин.

Российские вакцины Украине не нужны

Шприц. Архивное фото
Минздрав Украины намерен отказаться от закупок российских вакцин
"Российские вакцины в Украину заходить не будут. Например, вакцина БЦЖ (против туберкулеза) — польская. В будущем будем максимально стараться не допускать на украинский рынок российские вакцины, тем более вакцину БЦЖ", — заявил в понедельник 8 июня министр здравоохранения Украины Александр Квиташвили на брифинге в Доме Правительства. Он также отметил, что теперь Украина будет ориентироваться на другие страны при покупке лекарств за бюджетные средства. "Очень много стран, кроме Российской Федерации, которые производят лекарства. Рынок огромен", — сказал он.

Но дело в том, что внешнеэкономическая деятельность Украины традиционно ориентирована на сотрудничество со странами СНГ. Ключевым партнером является Россия, импорт из которой (включая газ и проч.) составляет треть от всего импорта страны. При этом структура внешнеэкономических связей Украины такова, что удельный вес российского импорта в украинской экономике практически равен импорту из Европы. Украинские власти, исходя из чисто политических смыслов, непреклонно ведут страну на переориентацию с российского импорта на европейский, тем самым решая сразу две задачи:

  • показать европейцам свою не только политическую, но и экономическую лояльность;
  • сделать свою экономику в меньшей степени зависимой от импорта "страны-агрессора", каковой в украинской политике официально считают Россию.

Но тут как всегда при использовании антирыночных механизмов, возникают проблемы. Это как с газом – трудно назвать "противником", "агрессором" и т.д. страну, которая в это же самое время полностью покрывает твои потребности в главном энергоресурсе, да еще при этом предоставляет на него скидку. Приходится правительству и президенту Украины балансировать на гране фола – и газ получать, и при этом все время придумывать какие-то поводы, чтобы делать это с максимально возможным для ситуации обиженным лицом.

Если нельзя победить, нужно возглавить

Несколько проще, когда сотрудничества либо нет, либо оно уже почти закончилось. Тогда можно, сохраняя обиженное лицо, делать громкие заявления. И Европе будет приятно, и население еще туже затянет мобилизационные пояса.

Порошенко в очередной раз подписал, например, закон о прекращении военно-технического сотрудничества с РФ. И в эти же дни в том же политическом ключе – отказа от поставок вакцин, необходимых стране для профилактики эпидемиологических операций, сделал заявление и министр здравоохранения. Все это, конечно, по политическим смыслам находится в русле общей политической борьбы с РФ – ослабления влияния России на экономику Украины.

Но так ли это на самом деле? Попробуем разобраться.

Президент Украины Петр Порошенко. Архивное фото
Порошенко подписал законы о денонсации военного сотрудничества с РФ
В области военно-технического сотрудничества фактическое сворачивание началось давно, еще при президенте Викторе Ющенко, который первым начал последовательное движение страны в блок НАТО. Именно тогда, в 2007-2008 годах Россия стала сворачивать производство многих военно-технических компонентов на территории Украины, создавая аналогичные производства у себя. Это было логично, поскольку производить вооружения или даже часть их на предприятиях страны, которая предполагает находиться в другом (не будем говорить во враждебном, но скажем – недружественном) военно-политическом блоке было бы по меньшей мере неразумно. Поэтапное сворачивание сотрудничества в этом направлении продолжалось все эти годы. Пожалуй, единственный раз, когда такое сворачивание можно было бы остановить, — это весна 2010 года, когда два тогдашних президента: России и Украины – Дмитрий Медведев и Виктор Янукович подписали Харьковские соглашения об экономическом сотрудничестве. Соглашения, к сожалению, так и остались только на бумаге.

Поэтому, подписывая на днях закон о прекращении военно-технического сотрудничества с РФ, президент Порошенко в большей степени придавал официальный статус уже свершившемуся факту. При этом, проиграла, как всегда, именно Украина, чьи боевые ракеты находятся на вооружении ВС России, и их обслуживание обеспечивало рабочие места специалистам на Украине. Обслуживать подобные системы в Европе эти специалисты не будут – не они их создавали, не им обеспечивать и их профилактику.

С лекарственными препаратами, и прежде всего вакцинами все происходит примерно по той же схеме: политические заявления всего лишь камуфлирует сложившуюся практику.

Дети растут без прививок

Вакцинация населения на Украине (как и в России) производится за счет средств бюджета. А когда бюджет страны находится в состоянии дефолта, необходимо либо искать новые источники поступления средств (например, увеличивать налоги, развивать и стимулировать производство, а, следовательно, увеличивать поступления в бюджет), либо фиксировать сокращение бюджетных затрат, как-то объясняя это населению. Всего лучше, в очередной раз просчитали на Украине, — это сделать, переведя стрелки на уже сложившийся "образ врага", то есть Россию.

Между тем, реальное сокращение закупок вакцин (независимо от того, где они закупались – в России или Европе) идет на Украине последние 2-3 года именно из-за недостатка средств.

Так, в 2014 году из госбюджета Украины на приобретение вакцин (не только в России, а вообще) было выделено 286 млн грн, что составляет 58% от потребности. Девальвация гривны еще более сократила возможности этих закупок. Как утверждают украинские СМИ, несмотря на то, что согласно календарю прививок, вакциной БЦЖ (против туберкулеза) новорожденных должны прививать в роддомах на 3-5 день, большинство малышей Украины, которым скоро исполнится год, до сих пор не привиты одной из обязательных вакцин.

Премьер-министр Украины Арсений Яценюк. Архивное фото
Яценюк отвел главе Минздрава Украины три месяца на проведение реформ
Нет необходимых препаратов для проведения первичного вакцинального комплекса от коклюша, дифтерии, столбняка, полиомиелита, нет вакцин для прививок против кори, краснухи и паротита, проводимых для малышей в год и в 6 лет. А вакцины от дифтерии и столбняка не поступают в регионы уже 2-3 последних года.

Причина этого – не "агрессия России", а элементарное отсутствие средств в украинском бюджете. На сегодняшний день объем импорта фармацевтической продукции в Украину составляет 3,1 млрд. долларов, или примерно 4 процента всего импорта страны. При этом объем медикаментов, закупаемых за границей, с каждым годом уменьшается, а ситуация с вакцинацией населения ухудшается.

Так, в начале 2014 года проектом нового календаря прививок предлагалось направить на вакцинопрофилактику на 30% средств меньше, чем в 2013 году. "Таким образом была нормирована вакцинация лишь 60% населения! И это при том, что по указаниям ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения – ред.) в Украине должно быть привито 98% населения!" – приводит слова доктора медицинских наук, научного сотрудника Института эпидемиологии и инфекционных болезней им. Л.В. Громашевского Национальной Академии медицинских наук Украины Людмилы Чудной агентство "News24ua".

"Определенное время мы продержимся на иммунитете, выработанном в предыдущий период, потом получим увеличение заболеваемости по большинству инфекций", — считает эксперт.

Итак, элементарное отсутствие бюджетных средств на вакцинацию населения стало причиной громких политических заявлений. Это легко доказать, обратившись к статистике: по итогам 2013 года общий объем закупок российских препаратов на фармрынке Украины составлял 2,8% от общего объема рынка лекарственных средств Украины. То есть, прекратив сотрудничество с РФ в области закупок лекарственных препаратов, Украина не должна бы заметно пострадать.

Экономика России прекращения этого сотрудничества и вовсе не заметит. Да и экономика Украины тоже. Единственной пострадавшей стороной в этом фармацевтическом скандале будет население Украины. Но вовсе не потому, что Украина отказывается от поставок российских лекарственных средств, а просто потому, что Украина сокращает бесплатную вакцинацию населения.

Перевод населения на платную вакцинацию на Украине осуществляется под все тем же банальным политическим предлогом – "борьбы с российской агрессией". Но не это является реальной причиной действий украинской власти, которая, как всегда, довольно цинична в своих решениях, прикрываемых патриотическими лозунгами. Это подтверждают сделанные ранее заявления министра здравоохранения Украины Александра Квиташвили о намерении легализовать существующую на Украине платную медицину, которая официально именуется бесплатной.

Эпидемиологическая обстановка на Украине, конечно, резко ухудшится. Но это будет потом. И если к тому времени нынешнее руководство страны удержится на месте, виноватой во всем опять наверняка объявят Россию.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала