Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
4 июня в Душанбе совет министров обороны стран-членов Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) поддержал предложение российского министра обороны Сергея Шойгу проводить все маневры в рамках ОДКБ только в формате внезапных проверок. Однако "Новая газета" в публикации 8 июня отразила альтернативную точку зрения: внезапные проверки войск противоречат международным обязательствам России и могут спровоцировать военный конфликт. И привела свои аргументы.
Обличение России
В рамках правил
Предложения о повышении боеготовности войск на уровне ОДКБ прорабатываются долго и основательно, с привлечением специалистов многих министерств и ведомств. На заседаниях совета министров обороны стран ОДКБ Сергей Шойгу и Сергей Лавров работают плечом к плечу. И это лишь один штрих.
Внезапные проверки в Вооруженных Силах Российской Федерации не противоречат международным обязательствам РФ и других членов ОДКБ.
Венский документ 2011 года о мерах укрепления доверия и безопасности автор использует без учета многих положений.
И смело разворачивает ВД-2011 в нужную ему сторону.
Так, утверждение со ссылкой на пункт 70 ВД-2011 о запрещении учений в режиме внезапной проверки с составом участников более 40 тысяч в целом верно. Однако считать следует только личный состав, подпадающий под действие ВД-2011. Вольная привязка данных из СМИ к положениям Венского документа некорректна, ведь положения документа охватывают силы и средства конкретных формирований и частей видов и родов войск ВС государств-участников.
Данные СМИ носят общий характер. Чтобы это понять, необходимо внимательно изучить положения Главы I Венского документа.
Внезапная проверка частей Западного и Центрального военных округов, командования Воздушно-десантных войск в феврале 2014 года в публикации увязана с "тайным введением" дополнительных сил в Крым. Однако с началом проверки Россия направила всем государствам-участникам ВД-2011 уведомление с подробной информацией по мероприятию. В дополнение представители государств-участников ВД-2011 на Форуме ОБСЕ получили подробные разъяснения. А ход проверки контролировали инспекционные группы Швейцарии и Латвии, которые никаких отступлений от положений документа не обнаружили.
В 2015 году Российская Федерация дважды – 16 марта и 25 мая – уведомляла государства-участников ВД-2011 о проводимых внезапных проверках боевой готовности.
Минобороны России не приглашал иностранных военных наблюдателей на внезапные проверки длительностью более 72 часов, потому что правило предоставления наблюдения действует лишь при условии превышения количества военнослужащих и боевой техники – соответственно 13000 человек, 300 танков, 500 бронемашин – только в период сохранения указанного превышения. За все время проведения внезапных проверок такой ситуации не возникало.
Южный Кавказ
Приостановление выполнения Россией положений Договора об ОВСЕ в декабре 2007 года, в связи с исключительными обстоятельствами, затрагивающими безопасность Российской Федерации, в материале "Новой газеты" преподносится как односторонний выход России из Договора в связи с ее подготовкой к войне с Грузией в августе 2008 года. А ведь к этому шагу Россию вынудили:
- уклонение Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Словакии и Чехии от оформления изменений в составе групп государств-участников ДОВСЕ в связи с присоединением этих стран к НАТО;
- превышение государствами-участниками ДОВСЕ, присоединившимися к НАТО, "групповых" ограничений в результате расширения альянса;
- негативное воздействие размещения обычных вооружений США на территориях Болгарии и Румынии на соблюдение "групповых" ограничений ДОВСЕ;
- невыполнение рядом государств-участников ДОВСЕ принятых в Стамбуле политических обязательств по ускоренной ратификации Соглашения об адаптации;
- невыполнение Венгрией, Польшей, Словакией и Чехией принятых в Стамбуле обязательств по корректировке территориальных предельных уровней;
- отрицательное воздействие неучастия Латвии, Литвы и Эстонии в ДОВСЕ и как результат появление территорий, "свободных" от ограничений на размещение обычных вооружений, в том числе и вооружений других стран.
Эти факты неоднократно доводились до сведения государств-участников ДОВСЕ, в том числе и при введении РФ моратория на выполнение его положений. Здесь нет ничего общего с войной, развязанной в августе 2008 года Михаилом Саакашвили в Южной Осетии и Абхазии.
Относительно событий 2008 года на Южном Кавказе напомню: параллельно с российскими маневрами "Кавказ-2008" с участием около 8 тысяч военнослужащих, 15 июля начались грузино-американcкие маневры "Немедленный ответ-2008" (Immediate Respons-2008) с участием 1000 американских и 1630 грузинских военнослужащих. Уже поэтому выставлять Грузию внезапно потерпевшей стороной – некорректно. А главное – маневры "Кавказ-2008" завершились 30 июля, российские войска вернулись в пункты постоянной дислокации. 8 августа 2008 года началась совсем другая история.
Альтернативное видение
За безопасность России несет ответственность президент и верховный главнокомандующий. За боеготовность армии и флота отвечает министр обороны. Органы военного управления (в том числе ОДКБ) создаются и проверяются в мирное время для того, чтобы война не застала врасплох. Это узко профессиональная и жестко регламентированная сфера.
Возможно, у автора из "Новой газеты" есть альтернативное видение системы международной безопасности и боевой подготовки войск, но какое отношение оно имеет к реальности? Попытка выдать желаемое за действительное, выставить Россию в роли злостного нарушителя международных договоров оказалась неубедительной.
Облегченное восприятие сложных проблем уводит читателя в иной, светлый мир, где царят всеобщее благоденствие, НАТО расширяется на Восток во благо России, а бомбежки Югославии, Афганистана, Ирака, Ливии, внесудебные казни национальных лидеров и более 1 млн. погибших от войн в XXI веке – это путинская пропаганда.