МОСКВА, 5 июн — РИА Новости. Российские эксперты не ждут кардинальных перемен после назначенных на ближайшие выходные парламентских выборов в Турции, как во внутренней политике — прокурдской партии вряд ли удастся войти в парламент, так и во внешней — в отношениях с РФ, в частности.
В Турции 7 июня пройдут парламентские выборы. Около 56 миллионов граждан Турции смогут принять в них участие. Им предстоит сделать выбор из 20 партий, претендующих на места в парламенте. Фаворитами избирательной гонки являются четыре партии — правящая умеренно консервативная Партия справедливости и развития (ПСР), левоцентристская Народно-республиканская партия (НРП), националистическая Партия национального движения (ПНД). Кроме того, прокурдская Народно-демократическая партия (НДП) впервые примет участие в выборах, чтобы пройти в парламент, ей нужно преодолеть 10%-ный барьер.
"Не думаю, что произойдет что-то кардинальное. Вероятнее всего, ПСР выборы все-таки выиграет. Оппозиция — единственное, на что сможет рассчитывать — на увеличение числа своих депутатов в парламенте, не более того. Я думаю, что в Турции еще не произошло каких-то важных изменений в социально-экономическом положении общества, чтобы говорить, что ПСР обанкротилась, и народ жаждет лучшей жизни и надежды на то, что оппозиция придет к власти. Эрдоган со своей партией достаточно много сделали для Турции — во всяком случае, так считает население — и пользуется продолжительным кредитом доверия", — заявил РИА Новости специалист Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко.
Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Борис Долгов также считает, что в результате парламентских выборов в Турции, правящей партии ПСР удастся набрать достаточное количество мандатов, необходимых для изменения конституции.
Он сообщил, что парламентские выборы не принесут "каких-то прорывов, кардинальных изменений в политике". "Правительственную партию поддерживает достаточное количество населения. Здесь изменений в плане политического поля или изменений в руководстве Турции не стоит ожидать, поскольку ситуация в Турции достаточно сложная, но руководство сделало многое, чтобы избиратели его поддержали, режим умело проводит политику, принимает меры, чтобы не допустить оппозиционных группировок на политический олимп", — сказал эксперт.
У курдов шансов мало
Собеседники агентства также сошлись в оценке того, что шансы прокурдской партии НДП на преодоление 10%-ного барьера весьма невелики.
"Многое будет зависеть от того, в какой обстановке пройдут эти выборы, насколько руководство Турции будет использовать административный ресурс. Я думаю, что все-таки ей (прокурдской партии) не удастся этого сделать (преодолеть 10%-ный барьер), поскольку руководство Турции настроено оппозиционно к этой идее", — отметил Долгов.
В свою очередь Демиденко пояснил свою позицию тем, что, по его мнению, "значительное электоральное предпочтение на территории, считающейся Курдистаном, фокусируется на ПСР".
Он добавил, что те курды, которые реально выступают за расширение своих прав, "эти выборы во многом воспринимают как нечто несерьезное, считая, что истинным выразителем их интересов является вооруженная борьба, а участвовать в выборах — просто подыгрывать колонизаторам".
Демиденко отметил, что сейчас экономическая ситуация в Турции дестабилизируется, нарастает кризис в экономике. "И вполне допускаю, что население еще раз окажет доверие партии Эрдогана с перспективой на будущее, что это единственная сила, которая может справиться с кризисным явлением", — сказал он.
В связи с тем, что в этой ситуации для страны важны будут внешние инвестиции, Турция не будет менять отношения с Россией, даже с учетом заявлений турецких властей по поводу российского признания геноцида армян.
"Иностранный спекулятивный капитал из Турции уходит, они понизили учетную ставку, создав сложные условия для такого бизнеса, и, как следствие, начинает колебаться вся экономическая модель, потому что во многом она была основана на стимулировании внутреннего потребления за счет доступности кредитов. Кроме того, Турция потеряла очень важного экономического партнера в лице Ирака, который был важнейшим потребителям турецких товаров, и для них теперь нужен новый рынок сбыта, который Турция в Европе не находит. Соответственно, Россия им интересна и как инвестор, и как рынок сбыта. И в этих условиях портить отношения с РФ они, конечно, не станут", — заключил собеседник агентства.