Глава госкомпании "Автодор" Сергей Кельбах в интервью РИА Новости рассказал о том, как сказались кризисные явления в российской экономике на строительстве платных дорог, кто может построить первую очередь ЦКАД вместо "Стройгазконсалтинга" и какие соглашения компания планирует подписать на предстоящем экономическом форуме в Петербурге. Беседовал Денис Ильюшенков.
— Сергей Валентинович, как за прошедшие пять месяцев этого года изменился рынок инфраструктурного строительства? Какие экономические тенденции повлияли на него?
— Рынок в значительной степени приморозился, то есть приостановился запуск новых проектов. Но все проекты, начатые ранее – в 2012, 2013 годах, реализуются, на это кризисная ситуация не повлияла. Это касается всей дорожной отрасли, не только госкомпании. К запуску новых проектов сейчас все подходят очень взвешенно, выборочно. И это вызывает серьезные опасения, поскольку нарушается ритмичность работы, набранная за последние три-четыре года.
— На каких проектах ситуация на рынке скажется в первую очередь?
— Мы вынуждены перенести запуск достаточно важного проекта реконструкции дороги "М-1" с 33 по 132 километр в рамках концессионного соглашения (участок трассы "Беларусь" стоимостью 92 миллиарда рублей должен пройти в Московской и Смоленской областях, конкурс предполагалось провести в 2016 году – ред.). У нас были планы и дальше, до 456 километра реконструировать "М-1", но проект сдвигается. Приостановлена реализация проекта строительства обхода Ногинска и Балашихи, тоже крайне важного для московского транспортного узла (участок трассы M-7 "Волга" протяженностью 69 километров и стоимостью 63,9 миллиарда рублей, конкурс предполагалось провести в 2016 году – ред.). Работа по нему ведется, но она касается подготовки территории, никак не запуска самого проекта. Приостановлены и некоторые проекты на трассе "М-4".
— А какие именно? "Лосево – Павловск"?
— Мы несколько переносим сроки реализации "Лосево – Павловск" (участок трассы М-4 "Дон" в обход данных населенных пунктов – ред.).
Планируем запустить проект в этом году, но необходимо пересчитывать финансовую модель. Если еще в середине прошлого года предполагалась достаточно высокая доля внебюджетных инвестиций, то сейчас, когда стоимость заимствований очень высока, мы вынуждены искать баланс между внебюджетным и бюджетным финансированием, чтобы инвестору было выгодно.
— Тип заключаемого контракта может быть изменен на долгосрочное инвестиционное соглашение (ДИС)?
— Да, это может быть ДИС, но с высокой долей внебюджетных инвестиций, заметно большей, чем в тех долгосрочных инвестиционных соглашениях, которые заключались прежде. Кстати, эта судьба постигла и первую-вторую секции трассы М-11 "Москва – Санкт-Петербург" (участок с 58 по 149 километр). Там теперь тоже предполагается ДИС с высокой долей внебюджетных средств. Конкурс должен быть объявлен в ближайшее время.
— Стоимость этого проекта не поменялась?
— Нет.
— В этом году "Автодору" предстоит провести еще два крупных концессионных конкурса – по третьему и четвертому участкам ЦКАД. В квартальном отчете госкомпании обозначена стоимость объектов на уровне 81,4 и 82 миллиардов рублей соответственно. Ранее стоимость третьего участка ЦКАД оценивалась в 75,6, а четвертого – в 76,5 миллиарда рублей. Означает ли это, что эти две секции подорожали?
— Нет, объем капитальных вложений не увеличился, речь идет о более высокой стоимости средств в период эксплуатации. Если раньше можно было занять под 9%, то сейчас ставка ЦБ + 1%. Соответственно, возросла стоимость привлекаемых средств и увеличился объем затрат в период эксплуатации. Объем капвложений не изменился.
— Планы по проведению конкурсов на третий и четвертый участки ЦКАД не изменились?
— Нет, сейчас проекты распоряжений по третьему и четвертому пусковым комплексам ЦКАД находятся в правительстве, они уже согласованы с Минэкономразвития и Минфином. Ожидаем, что до конца июня выйдет распоряжение правительства с новыми параметрами конкурсной документации и, возможно, с новыми инструментами. 4 сентября начнется подача конкурсных предложений.
— Кто-нибудь отказался от участия в конкурсах из тех пяти консорциумов, которые изначально подавали заявки?
— На сегодняшний день от участия отказывается "Стройгазконсалтинг". Это связано с его слиянием с Газпромбанком, который уже является участником другого консорциума, допущенного к конкурсу. В результате остается не по пять участников, а по четыре.
— Есть ли решение о том, какая компания заменит "Стройгазконсалтинг" на подряде по первой секции ЦКАД?
— Решения нет, есть варианты.
— Есть претенденты, кроме Crocus Group?
— Да, кроме Crocus Group, интерес к проекту проявлял АРКС. Плюсы и минусы есть у подходов обеих компаний, сейчас идет завершающая фаза уточнения параметров их возможного участия в проекте.
— При смене подрядчика может увеличиться стоимость проекта и растянуться сроки строительства, не так ли?
— Нет, я надеюсь, нам удастся их удержать. Возможные изменения технических решений и финансовую модель проекта мы еще раз обсудим уже с конкретным исполнителем. До конца июня он будет известен.
— Вскоре состоится закладка камня строительства участка с 543 по 684 километр платной трассы М-11 "Москва – Санкт-Петербург", которую будет строить консорциум "ВТБ-Капитала" и Vinci Concessions "Магистраль двух столиц". Не будут ли пересмотрены технико-экономические параметры концессионного проекта ввиду значительного удорожания заемных средств?
— Нет, идет очень активная работа с концессионером и подрядчиками по оптимизации технических решений, и ключевая цель – остаться в параметрах конкурса. Полагаю, это удастся: мы очень жестко ведем свою линию и постоянно предлагаем концессионеру корректировать технические решения.
— "Мостотрест" уже получил оговоренную компенсацию в размере 4,7 миллиарда рублей за строительство участка с 15 по 58 километр М-11?
— Проект распоряжения о выплате компенсации также находится в правительстве. Рассчитываем в ближайшее время получить подписанный документ.
— С какими китайскими и арабскими инвесторами "Автодор" ведет переговоры о софинансировании строительства трех участков транспортного коридора "Европа – Западный Китай" (ЕЗК) на территории России?
— В первую очередь это CDB — China Development Bank. Заключительная фаза переговоров по этому поводу должна пройти на Петербургском экономическом форуме. "Европа – Западный Китай" уже включен в перечень инвестпроектов, реализуемых Россией и Китаем.
— Фонд Mubadala из Арабских Эмиратов будет участвовать в проекте?
— В двадцатых числах к нам приезжает группа специалистов фонда, которые будут детально изучать проект. И мы вместе с РФПИ будем с ними работать.
— Какие соглашения планируете подписать на Питерском форуме?
— У нас там несколько соглашений. С Минэкономразвития подписываем ключевое соглашение о привлечении инвестиций. Очень важное соглашение планируем по проекту "Европа – Западный Китай" между госкомпанией, Внешэкономбанком и субъектами РФ – Башкирией и Татарстаном. Недавно у меня закончились переговоры с Владимиром Александровичем Дмитриевым (главой ВЭБа – ред.), принято решение идти на подписание. Сейчас мы ведем активные консультации.