Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
Не припомню случая в мировой истории, чтобы лидер государства произнес речь в марте, и вдруг в июне ее начали читать и изучать заново. Да как изучать – вплоть до пометок оратора на полях подготовленного текста. Спорить, дискутировать… Произошел этот странный случай в США с президентом Бараком Обамой. Тема его получившего вторую жизнь выступления нам более чем интересна – речь об исключительности Америки. Приговор экспертов: президент создает "новый патриотизм". А мы тогда, в марте, и не заметили…
Речь, которую начали изучать заново
Повторим: речь Обамы в Сельме, штат Алабама, была в марте. Говорить о ней заново – в газете Washington Post и не только – начали сейчас, в эти среду-четверг.
Тема такая: в самом начале президентства Обамы его обвиняли в том, что он не патриот, поскольку ему не нравится идея, что Америка исключительна. Он и правда говорил тогда невозможное для американского политика: что "британцы и греки" (почему только они?) тоже считают свои страны исключительными. Но его взяли за горло республиканцы (и не только они): ты веришь в исключительность твоей родины или нет? И он сдался. Сказал, что верит "всеми фибрами души".
Сдался – но с тех пор, однако, он постоянно объясняет детали и подробности этой своей веры, в которых самое интересное. Более того, сейчас выясняется, что никто из политических деятелей США не высказывался – за всю карьеру в целом – на эту тему так подробно, как Барак Обама. Будучи еще сенатором, да и раньше. В общем, это у него серьезно.
Так что же он сказал в Сельме – а американцы и мы даже не заметили? Сегодня выясняется, что многое даже не сказал, а только диктовал составителю речи. И вот это, наспех продиктованное и потом вычеркнутое, оказалось лучше того, что в итоге было сказано. Например, о том, что "Америка, которая хронически не удовлетворена собой – это же у нас в ДНК, стремление быть лучше".
Или – "нет ничего более американского", чем идея, что обычные люди, не родившиеся в богатстве, могут определять судьбу своей нации. Ну, идея и правда есть…
А вот самое интересное: "Те, кто понимает исключительность лишь как сохранение прошлого; кто отрицает наши недостатки или неравенство; кто говорит – люби (страну) или уезжай, это же люди, которые боятся. Которые думают, что Америка очень хрупкая".
Они боятся и не верят?
Нет никаких сомнений, что патриотизм "по Обаме" — полное и стопроцентное отражение ровно тех же споров, которые ведутся у нас (хотя, наверное, везде). Этим и интересно. Собственно, думаю, один из ведущих тестов на патриотизм наступает не тогда, когда твоя нация в полном порядке, а когда у нее есть проблемы и недостатки.
Но патриоты, которые отрицают недостатки своей страны… И происходит это оттого, что они боятся и не считают свою страну настолько сильной, чтобы уметь становиться лучше… Да ведь Обама, похоже, прав.
Видимо, что в США сейчас, когда страна перестает быть сверхдержавой, начинается идейная битва между двумя патриотизмами. Условно, республиканским и обамовским (не буду говорить – демократическим). Для Рональда Рейгана США были страной, лишенной недостатков, говорить о таковых было нельзя. Для Барака Обамы – наоборот.
Но дело не только в нем. Та же Washington Post публикует массу интересных данных по опросам общественного мнения. Получается, что публика скорее на стороне Обамы. А именно, 64% считают, что в сегодняшней Америке есть такое, от чего стыдно. 70% полагают, что мир был бы лучше, если бы американцы признавали недостатки своей страны. Но – 84% согласны, что "я хотел бы быть гражданином США и никакой другой страны в мире".
А что, ведь нормальные же люди. С такой Америкой можно иметь дело.
Но если, после окончания нынешнего кризиса между Западом и "незападом", мы будем иметь дело с "новым патриотизмом" американцев – тем, что пытается обозначить Обама и что подтверждает общественное мнение страны… С патриотизмом, который умеет признавать свои недостатки и желать их исправить, чтобы быть лучшими, примером для других – тогда, что ж. Такой патриотизм можно уважать. С такой страной можно жить на общей планете.
Кстати, это и к России, думаю, относится. И к любым прочим странам.