Иран готов поставлять в Россию до 100 тысяч тонн морепродуктов — именно столько сейчас составляет весь экспорт Исламской республики. О том, как будет развиваться сотрудничество Москвы и Тегерана после отмены международных санкций и ведет ли сейчас Иран переговоры о новых европейских инвестициях в отрасль, в интервью специальным корреспондентам РИА Новости Татьяне Калмыковой и Полине Чернице рассказал директор Организации рыболовства и рыбоводства Ирана "Шилат" Сейед Хасан Салехи.
— Господин Салехи, каков реальный объем поставок иранских морепродуктов на российский рынок на данный момент?
— Ветеринарная организация нашего министерства в прошлом году предложила российской стороне 18 разных предприятий, которые поставляют разные морепродукты в европейские страны. У них очень высокая квалификация, очень хорошие стандарты. Россия отправила в Иран профильную делегацию, в том числе с представителями ветеринарного контроля, и ваши представители лично посетили эти предприятия. И после визита в Иран российская сторона подтвердила разрешение для всех этих 18 предприятий, чтобы они поставляли продукцию и в РФ.
В этом году некоторые виды форели, иранских креветок уже поставлялись в Россию. Российские коммерческие компании побывали в Иране, и они подписали соглашения о поставке более 10 тысяч тонн разных иранских морепродуктов. Однозначно и уверенно можно сказать, что в этом году еще больше разной продукции из Ирана будет представлено на российском рынке.
Поставки начнутся с начала июня. И с учетом того, что РФ является для нас новым рынком, если будет реализован этот договор, то это для нас будет очень значительный шаг.
— Планирует ли Иран нарастить поставки морепродуктов в РФ? И сколько Иран готов поставить?
— Мы очень надеемся, что еще больше продукции в этом году, в частности креветки, форель, иранский тунец и другие виды рыбы из Персидского залива, тоже сможет выйти на российский рынок. Я уверен, что они понравятся российскому покупателю.
Иран каждый год поставляет в разные страны более 100 тысяч тонн морепродуктов. Для нас сейчас приоритетным становится российский рынок. И с учетом того, что Иран и РФ являются соседями, мы готовы в любом размере из того что я обозначил, сколько российская сторона сможет принять, поставлять в РФ.
— То есть речь может идти даже о всех 100 тысячах тонн?
— Да. У нас есть готовность. Мы готовы весь этот объем направить в Россию. И мы надеемся, что скоро сможем продавать, например, иранские креветки из Персидского залива во всех магазинах Москвы и других городов.
— Обсуждали ли вы эти вопросы в ходе визита в Москву с вашими российскими партнерами?
— В течение этого визита мы встретились с представителями федерального агентства по рыболовству РФ. Но в ходе поездки мы больше обсуждали научные и исследовательские вопросы. Коммерческие темы мы не обсуждали. Потому что именно коммерческая часть была уже согласована между правительствами и все находится, так сказать, в руках бизнесменов. То есть мы со своей стороны (правительства – ред.) свою работу уже выполнили. И я считаю, что если бизнесмены смогут между собой договориться, то никаких проблем не будет.
— Если со стороны РФ будет такой спрос, то потребуется ли новое межправительственное соглашение?
— Нет. Уже было заключено межправительственное соглашение, и теперь все зависит от бизнеса Ирана и РФ. На наших переговорах не было заявлено никаких ограничений по объемам.
— А что касается санитарных норм — нужно ли будет дополнительно их согласовывать при увеличении поставок?
— Ничего не нужно, все уже согласовано и готово.
— На встрече в Москве с российскими коллегами вы обсуждали научное сотрудничество. Какие совместные проекты РФ и Иран готовят в этой сфере?
— Одна из ключевых тем, которые мы обсуждали с российскими партнерами, это защита потенциала Каспийского моря, воспроизведение наиболее ценных видов рыбы, которые дают икру. Мы обсудили различные научные наработки в этой и других сферах.
Мы договорились, что до конца нынешнего года в России пройдет научная конференция с участием всех прикаспийских стран. И договорились о том, что в следующем году в Иране пройдет заседание по проблеме распространения в Каспии гребневика, угрожающего популяции осетровых.
— Насколько увеличится потенциал отрасли после снятия с Ирана всех международных санкций? Есть ли у вас какие-то прогнозы?
— Если санкции будут сняты, то потенциал для вложений, для инвестиций в развитие отрасли возрастет. В том числе это связано с развитием производства икры. И естественно, что за увеличением финансирования последует и рост торговли, и в том числе с Россией.
— А западные компании, в том числе американские, они уже ведут какие-то предварительные переговоры по наращиванию сотрудничества?
— Да. У нас уже прошли переговоры с рядом европейских стран.