Рейтинг@Mail.ru
Митрополит Климент: телевидение формирует из человека гедониста - РИА Новости, 01.06.2015
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция)
Религия

Митрополит Климент: телевидение формирует из человека гедониста

© РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанкУправляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент
Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент
Читать ria.ru в
Дзен
О лауреатах Патриаршей литературной премии 2015 года, своих литературных предпочтениях и отношениях Русской православной церкви с писательским миром рассказал в интервью РИА Новости член Высшего церковного совета РПЦ, председатель Издательского совета, доктор исторических наук, митрополит Калужский и Боровский Климент.

Патриаршая литературная премия имени святых Кирилла и Мефодия, вручение которой уже в пятый раз прошло 28 мая в столичном храме Христа Спасителя, становится все более значимым событием в литературной жизни России. О лауреатах премии 2015 года, своих литературных предпочтениях и отношениях Русской православной церкви с писательским миром рассказал в интервью РИА Новости член Высшего церковного совета РПЦ, председатель Издательского совета, доктор исторических наук, митрополит Калужский и Боровский Климент. Беседовал Виктор Хруль.

- Патриаршая литературная премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия была вручена в Москве уже в пятый раз. Какое влияние, с вашей точки зрения, она оказывает на литературный процесс в России?

– Сегодня литература во многом вынуждена существовать по законам рынка. На слуху те авторы, которые гонятся за коммерческим успехом, пишут развлекательные произведения. Патриаршая литературная премия отмечает писателей, которые продолжают традиции русской классики, обращаются к истокам нашей культуры, умеют работать со словом и при этом отстаивают нравственные идеалы, уходящие своими корнями в православную веру.

Патриаршая премия привлекает внимание читателей к замечательным мастерам слова. За прошедшие годы лауреатами становились Владимир Крупин, Олеся Николаева, Алексей Варламов, протоиерей Николай Агафонов. И в этом году у нас замечательные лауреаты – писатель Юрий Бондарев, поэт Юрий Кублановкий, прозаик Александр Сегень. В нашу задачу, в рамках данной премии, входит не только определение достойных писателей и выбор лауреатов, но и поддержка их произведений, чтобы они дошли до широкого читателя. Это очень важно в сегодняшних условиях.

- Какие произведения номинантов нынешнего года вам удалось прочесть лично? Что вам лично больше всего понравилось?

– Как секретарь палаты попечителей премии я знакомлюсь с творчеством всех номинантов, хотя они почти все мне известны еще до выдвижения на премию. Особенность этого года – все претенденты очень заслуженные, яркие и достойные.

Романы Юрия Бондарева мы читали еще в молодые годы, они уже тогда стали классикой. Это живое свидетельство о войне писателя-фронтовика.

Из номинантов прошлых лет мне понравился Дмитрий Володихин – настоящий популяризатор русской церковной истории. Могу отметить его книги о Патриархе Гермогене и митрополите Филиппе, вышедшие в серии "ЖЗЛ". Очень интересны также блистательные работы Владимира Воропаева, посвященные Гоголю.

- Премия присуждается "за значительный вклад в развитие русской литературы". В чем, с вашей точки зрения, состоит этот вклад лауреатов нынешнего года?

– Юрий Бондарев – создатель целого направления в нашей литературе так называемой лейтенантской прозы. В год 70-летия Великой Победы, я думаю, многие перечитали его книги "Горячий снег", "Батальоны просят огня". Я думаю, многие посмотрели экранизации этих романов.

Юрий Кублановский – поэт, подкупающий благородством стихов, неожиданными эпитетами, мастерством, особой личной интонацией. Мне также нравится его эссеистика, например эссе, посвященное Ферапонтову монастырю и фрескам Дионисия.

Прозаик Александр Сегень написал книги о Филарете Московском и Патриархе Алексии II, а также роман "Поп". У нас в художественной литературе пока не так много ярких и запоминающихся образов священников. А его герой запал в душу многим.

Это замечательные люди, их вклад в русскую литературу ощутим. Поднимаемые в их произведениях вопросы — это отклик на насущные проблемы наших дней, и в каждом из них читатель найдет много полезного и интересного для себя.

- Вы неоднократно выражали озабоченность в связи с тем, что Россия перестает быть читающей страной. Что конкретно могло бы вернуть людям желание читать серьезные произведения, поддерживающие традиционные духовные и нравственные ценности?

– Привычка к чтению закладывается с раннего детства. И здесь можно дать только один совет – больше проводить времени с хорошей, умной книгой и взрослым и детям. Чтение книг вновь должно стать семейной традицией, а в школе должно быть больше часов уроков литературы.

Полезны также различные творческие акции – чтение художественных произведений артистами. Свою лепту могут добавить и талантливые экранизации. Мы знаем примеры, когда после телевизионных сериалов, снятых по романам Достоевского или Булгакова, люди начинали перечитывать эти книги.

Я также призываю больше читать и священников: о хороших книгах, особенно новинках, можно рассказать во время проповеди — это будет пробуждать интерес к чтению и у прихожан. Читая хорошую книгу, люди становятся нравственней, чище и сердца их наполняются любовью к Богу и ближнему.

- А когда вы начали читать, какие книги любили в детстве и юности, какие читаете сейчас?

– Моя юность проходила в послевоенные годы, литературы издавалось мало, так что в книжных магазинах не было такого разнообразия, как сейчас. Вся семья наша была верующая, мама своим примером показала любовь к Богу и чтению духовной литературы. Помню, я с раннего детства все хотел научиться читать, чтобы самому прочитать житие своего небесного покровителя.

С младенчества я был в церкви, и храм для меня — самое лучшее место на земле. Я не был ни октябренком, ни пионером, хотя рос в эпоху хрущевских гонений на церковь.

Самой главной книгой в нашем доме всегда было Евангелие, и его читали все. Когда я был в четвертом или пятом классе, я сам стал читать эту великую книгу — не детскую Библию, а Четвероевангелие, то есть Евангелие в изложении всех четырех евангелистов. Читал главу за главой.

Я считаю, что Евангелие для души — как кислород для тела. Христианин не может правильно жить, не читая каждый день Евангелие. Его надо читать постоянно, а не просто раз прочесть и отложить, как иные книги.

- Как формируется культура чтения у нынешних семинаристов — будущих священников и епископов?

— Учебный процесс предусматривает работу с книгой. Студентам семинарии приходится делать много письменных работ, и не по всем темам можно найти материал в интернете, поэтому им приходится обращаться к печатной книге.

Кроме того, у нас в Калужской семинарии на лекциях преподаватели учат студентов работать с книгами: поручают прорабатывать отдельные творения святых отцов и современных богословов. Также в учебную программу входят такие предметы, как русская литература, русский язык и культура речи.

- Какие социальные процессы в России негативно влияют на формирование культуры чтения? Как им противостоять?

– К сожалению, телевидение и реклама формируют из человека потребителя и гедониста. Это проявляется в образе жизни многих современных людей: они хотят больше брать, чем отдавать, больше развлекаться, чем работать, а также потакать своим эгоистическим страстям. Все это сказывается и на культуре человека. Поэтому если человек и обращается к литературе, то ищет в ней развлечения.
Немалый вред приносит интернет. Сам по себе интернет — это средство накопления и передачи информации, но, к сожалению, большая часть его контента замусорена грехом.

- Что в последние годы возмутило лично вас и почему?

– Меня возмущает, когда художественным методом становится провокация или кощунство.

- Какой, на ваш взгляд, могла бы быть идеальная модель оценки содержания художественных произведений с точки зрения нравственности? Кто этим должен заниматься: государство, общество, церковь?

– Еще Пушкин вывел формулу: "Чувства добрые я лирой пробуждал". В этом задача литературы. Писатель свободен в своем творчестве. Он может создавать положительных и отрицательных героев, описывать грех или падения человека. Но при этом важно давать нравственный идеал, надежду, светлый образ.

Очень важно, чтобы люди, которые занимаются творчеством, осознавали свою ответственность за то, какие ценности они проповедуют. Если современный человек уже теряет способность различать зло и добро, отделять зерна от плевел, он должен обратиться к Евангелию. Там есть все ответы – как и зачем жить.

- Как вы считаете, должна ли церковь влиять на формирование повестки дня современных СМИ и шире — современной российской культуры? Если да, то какими способами?

– Ежедневно в жизни Русской православной церкви происходит множество событий. Это богослужения, праздники, акции милосердия, круглые столы, фестивали, выставки, форумы или вот – вручение Патриаршей литературной премии, о которой мы говорили в самом начале.

К сожалению, светские СМИ не всегда охотно уделяют внимание такой повестке дня. А мы всегда открыты к диалогу. Светские СМИ должны освещать эти события, предоставлять на своих страницах или в сетке вещания место для представителей церкви.

Должен отметить, что в этом отношении у нас хорошее взаимодействие с редакцией газеты "Вечерняя Москва". На ее страницах уделяется достаточно внимания происходящим церковным событиям, там есть и моя еженедельная колонка, где освещаются православные праздники, помещаются беседы на евангельские темы. Это пример того, как можно взаимодействовать светским СМИ и церкви.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала