Святитель Алексий Московский
Великий церковный и государственный деятель, дипломат, духовный отец великого князя Дмитрия Донского, святитель Алексий до 40 лет жил строгой монашеской жизнью, а когда по благословению Константинопольского патриарха возглавил Русскую церковь (для этого ему пришлось лично в течение двух лет отстаивать в Константинополе свое избрание против южно — русских кандидатов), почти четверть века мирил князей, и помогал создавать союз русских княжеств, способный противостоять Золотой Орде и Литве.
При слабом Иване Ивановиче и в малолетство Дмитрия Донского Алексий был в сущности регентом: умирая князь Симеон Гордый завещал своим братьям "слушаться во всем отца их и владыку Алексия".
Церковная политика Литовского великого князя Ольгерда не давала святителю Алексию возможности занять позицию невмешательства в "мирские дела": язычник, стоявший во главе государства, подавляющее большинство населения которого составляли православные, женатый дважды на русских княжнах и связанный брачными союзами с православными князьями, Ольгерд смотрел на православную церковь как на вспомогательный инструмент своей политики — обязательным условием своего обращения в православие и крещения языческой Литвы в переговорах со Вселенским патриархом он ставил создание особой подвластной лично ему митрополии. Такая митрополия за годы его правления создавалась дважды (в 1355 и 1375 годах), однако ответного шага за этим не последовало — сам Ольгерд крестился, по преданию, только на смертном одре (а по свидетельству немецких источников, умер язычником).
Без помощи митрополита Алексия и сего опытом и авторитетом молодой Московский князь Дмитрий вряд ли смог бы сделать своими союзниками против Литвы и сплотить вокруг себя против Орды своих вечных соперников – других претендентов на великое княжение: в те времена даже договоры между княжествами стали скреплять митрополичьей печатью.
Но государственный муж не заглушил в святителе инока, в его глазах смиренная святость стояла выше политической мудрости и опыта.
Вместе с преподобным Сергием Радонежским он многое сделал для распространения монашества, которое несло с собой просвещение и воцерковление русских земель. Он дожил до 78 лет – по тем временам до глубокой старости, – и современники еще при жизни видели в нем пример силы духа, веры, мудрости и любви. Даже татарские ханы просили его молитв, веря, что по ним можно исцелиться на расстоянии.
При нем Русская церковь достигла величайшего духовного расцвета. При нем центром Русской митрополии и постоянной резиденцией митрополитов окончательно стала Москва. А для созидания Московского государства митрополит Алексий, сын служилого боярина и крестник Ивана Калиты, сделал едва ли не больше, чем кто-либо из князей – потомков Калиты.
После кончины (12 февраля 1378 года) святитель Алексий был погребен в основанном им в Московском кремле Чудовом монастыре, а полвека спустя, 20 мая 1431 года свод храма, в котором покоился святитель, от ветхости обрушился, и во время строительства нового храма были обретены его нетленные мощи. С тех пор святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси стали почитать как великого молитвенника за Русскую землю, а в 1448 году состоялась его канонизация.
Мощи святителя Алексия в 1947 году во время подготовки к празднованию 800-летия Москвы по просьбе патриарха Алексия I были перенесены из Кремля в Елоховский Богоявленский собор, где они покоятся и ныне.
Дончод-хурал (Сага Дава) — День рождения, просветления и ухода в паринирвану Будды Шакьямуни
Будда Шакьямуни достиг просветления и ушел в паринирвану в день своего рождения — на 15-й лунный день священного месяца Сага Дава, который считается у буддистов "месяцем тысячекратного приумножения", когда во множество раз увеличиваются следствия всех намерений и поступков — как дурных, так и направленных на благо всех существ.
Будда Шакьямуни — четвертый из тысячи будд нашей исторической эпохи (согласно Бхадракалпика-сутре, в нашу мировую эпоху появятся 1000 будд; по-тибетски "будда" — "санггье" — буквально означает "пробужденный" или "просветленный", то есть тот, кто полностью очистил свой ум и раскрыл его качества, особенно — совершенное всеведение), достоинства и природу.
Шакьямуни — реальная историческая личность, Сиддхартха Гаутама (около 560-478/80 гг. до н.э.). Он родился в семье, принадлежавшей к касте кшатриев — знатных владетельных воинов, рос в роскоши, а когда в 29 лет впервые покинул пределы дворца, столкновение с человеческим страданием перевернуло его представления о жизни. Духовные поиски привели Сиддхартху к осознанию того, что природа ума неразрушима и бесконечно богата, а сам ум безграничен и неличностен.
В 35 лет царевич Сиддхартха, достигнув просветления, стал Буддой и 45 лет передавал свой опыт людям, помогая им прийти к очищению и совершенству. Дхарма (санскр. "истина", "природа всего сущего"), или Учение Будды, — это 84 000 поучений и методов, ведущих от страдания к освобождению и просветлению, постижению истинной реальности.
В 80 лет Будда ушел в паринирвану, сказав перед смертью: "Я ухожу счастливым, потому что не скрыл в ладони ничего, что могло бы быть вам полезным. Не верьте ни единому слову только потому, что так говорил Будда — проверяйте все учения на собственном опыте, будьте путеводным светильником сами себе".