В новом московском офисе Christie's, открывшемся в феврале этого года, проходит выставка произведений искусства, которые в ближайшее время станут топ-лотами лондонских торгов импрессионизма и модернизма и послевоенного и современного искусства. В числе экспонатов — два пейзажа редкого для арт-рынка художника Хаима Сутина, "Парусник" кисти Натальи Гончаровой, две работы представителей немецкого экспрессионизма — Герхарда Рихтера и Альтберта Оэлена, а также картина самого дорогого китайского художника Цзэна Фаньчжи, которая выставляется в формате частной продажи. Глава московского офиса Christie's Катя Винокурова рассказала в интервью РИА Новости о состоянии арт-рынка, предпочтениях русских коллекционеров и новшествах аукционного дома. Беседовала Наталия Крючкова.
— В каком состоянии находится арт-рынок по сравнению с прошлым годом?
— Исходя из нашего опыта, я могу сказать следующее. Наша выручка по итогам торгов растет год от года. В 2013 году она составила 7,2 миллиарда долларов. В прошлом году 8,4 миллиарда — это самый успешный результат в истории аукционного бизнеса. Это позволяет нам оставаться лидером рынка на протяжении последних пяти лет. Мы ждем июньскую сессию торгов, и надо сказать, что прогнозы очень хорошие.
— А насколько экономический кризис, скачки валют сказались на вас?
— Что касается экономической коньюнктуры, то она практически не влияет на работы музейного уровня с выдающимся провенансом, которые давно не появлялись на рынке или выставляются на продажу впервые. Когда это происходит, можно с уверенностью говорить о том, что интерес со стороны коллекционеров им обеспечен. Именно поэтому в ноябре прошлого года, когда экономика переживала не лучшие времена, у нас прошли самые успешные русские торги в истории Christie's — мы, в частности, продали портрет Марии Цетлин кисти Серова за рекордные 9,2 миллиона фунтов. Такие работы крайне редки, коллекционеры это понимают и ни за что не упустят возможность приобрести их. Можно также вспомнить 2009 год — разгар рецессии, но на наши торги в Париже выставляется самая ценная частная коллекция в истории — собрание Ива Сен-Лорана и Пьера Берже, которая была продана за 500 миллионов долларов и до сих пор остается самой дорогой частной коллекцией.
— Вообще, коллекционеры сейчас, не затянули ли они пояса, скажем так? Не снизилась ли активность на рынке?
— Сегодня русские коллекционеры по-прежнему демонстрируют высокий уровень активности, регулярно принимая участие в наиболее заметных вечерних аукционах — от русского искусства и торгов работами импрессионистов и модернистов до часовых и ювелирных торгов.
— А какие лоты сейчас вызывают наибольший интерес.
— Двигатель рынка в последние годы —это, конечно, послевоенное и современное искусство. В прошлом году выручка департамента выросла на 30%. Кроме этого, большим интересом пользуются работы импрессионистов и модернистов, ювелирные украшения. Эти три направления сегодня наиболее востребованы. Цены на старых мастеров в прошлом году тоже поднялись, но основные ценовые рекорды устанавливаются на работы импрессионистов и послевоенное искусство. Появляется много новых коллекционеров, верхний сегмент рынка очень вырос. То есть люди ищут лучшее из лучшего и готовы биться за эти работы.
— А современные русские художники пользуются популярностью?
— У нас на аукционах очень редко бывают русские современные художники. Мое личное мнение, что сначала нужно создать рынок современного искусства в России, чтобы потом вывести его на международный уровень. И этим занимаются многочисленные фонды, например фонд V-A-C, ярмарка Cosmoscow. Они очень много времени, сил и средств тратят на то, чтобы каким-то образом интегрировать русских современных художников в международный контекст. Но этого должно быть много, и пока у нас не появится достаточное количество людей, заинтересованных в русском современном искусстве, которые будут его поддерживать и покупать, то и на международном рынке его будет мало.
— Какие торги Christie's ждут нас в ближайшее время?
— 1 июня пройдут русские торги. Мы их очень ждем. Там будет целый ряд выдающихся работ. Будет уникальная работа Пиросмани, чьи картины очень редко появляются на рынке. Две потрясающие работа Рериха, которые выставляет на продажу нью-йоркский Музей Николая Рериха. Выручка от их продажи будет направлена на пополнение собрания музея. Потрясающий "Букет цветов в вазе на фоне моря" Машкова. Из прикладного искусства — очень красивые часы Фаберже. Вечерние торги "Искусство импрессионизма и модернизма" пройдут 23 июня, а "Послевоенное и современное искусство" — 30 июня, а за ними еще "Старые мастера".
— Какие еще лоты будут на предстоящих лондонских торгах?
— На торгах "Искусство импрессионизма и модернизма" будут представлены две редкие работы Хаима Сутина. Сразу хочу отметить, что в мае этого года, в рамках наших торгов "Вперед в прошлое" мы продали работу Сутина "Бычья туша" за 28 миллионов долларов. Это рекорд на произведения художника, он побил даже рекорд Кандинского, установленный в 2012 году на эксиз к импровизации № 8 на уровне 23 миллионов долларов. На июньские торги выставляется две работы Сутина — это "Монастырь ордена капуцинов в Сере" с эстимейтом 1-1,5 миллиона фунтов стерлингов и "Пейзаж в Миди", который оценивается в 1,2-1,8 миллиона фунтов стерлингов. Также будет работа "Парусник" Натальи Гончаровой. Эта работа оценивается в 1,5-2 миллиона фунтов. Будут еще работы Моне и Шагала. В рамках аукциона "Послевоенное и современное искусство" особого упоминания заслуживают две работы немецких художников — это "Красный-синий-желтый" Герхарда Рихтера и "Абстрактная картина 19В" Альберта Оэлена, которые тоже принимали участие в нашем московском показе. Оба полотна были написаны, когда оба художники переходили от фигуративности к абстракции.
— Какие новшества появились в аукционном доме Christie's за последние годы?
— Сегодня очень популярными стали онлайн-продажи. В прошлом году они выросли на 50%, 30% из наших новых покупателей приходят к нам именно через онлайн-торги. Также хочется отметить, что мы не только аукционный дом, теперь у нас есть и выставочная площадка, у нас есть пространство в Mayfair в Лондоне, где мы проводим выставочные проекты. В прошлом году у нас была выставка "Нерадивый пастырь" (Bad Shepherd), где старые мастера выставлялись наряду с современными художниками. Например, работы Брейгелей сочетали с скульптурами из сигарет Сары Лукас. В этом году мы тоже обязательно продолжим эту практику. Также у нас есть новая коллекционная категория — это эксклюзивные сумки, которые стали пользовать большой популярностью в последнее время. Кстати, торги "Вперед в прошлое" — это тоже новинка, мы впервые вместили торги импрессионистов и современного искусства в одну неделю, позволяя коллекционерам этих категорий совершить кросс-покупки. На этом аукционе были представлены 34 работы. В частности, в ходе именно этих торгов был установлен рекорд на самое дорогое произведение искусства из всех, что когда-либо продавались на аукционах. Его установила работа "Алжирские женщины (версия О)" Пабло Пикассо, которая ушла с молотка почти за 180 миллионов долларов. Эти торги и в целом также стали невероятно успешными, мы собрали 700 миллионов долларов и побили много рекордов. Я думаю, что именно подобного рода инициативы дают нам возможность добиваться таких хороших результатов.