Захар Виноградов, РИА Новости
Год назад, 25 мая 2014 года, Петр Порошенко был избран президентом Украины. Во многом это было уникальное событие для страны.
Во-первых, впервые глава этого государства был избран сразу по результатам первого тура голосования. Во-вторых, впервые президентом стал олигарх, то есть человек, чье состояние тогда оценивалось в 1,3 млрд долларов (по оценке украинской версии журнала Forbes).
Впрочем, уникальность этого события обусловлена предысторией последовательного восхождения Порошенко к вершине власти: оно медленно вызревало в недрах политической системы Украины.
Из королей в президенты
Петр Порошенко, тогда еще не олигарх, но уже крупный бизнесмен, "шоколадный король" страны, начал политическую карьеру в 1998 году, когда стал депутатом Верховной Рады от Социал-демократической партии Украины (объединенной), проправительственной и полностью лояльной президенту Леониду Кучме.
В 2001 году Порошенко участвовал в создании Партии регионов, которая также была пропрезидентской политической силой и также создавалась под Кучму. В том же году Порошенко вдруг сменил политическую ориентацию, войдя в "Нашу Украину" оппонента Кучмы на президентских выборах Виктора Ющенко. Вместе с Ющенко Порошенко участвовал в Оранжевой революции 2004 года, в результате которой Ющенко стал президентом, а Порошенко — секретарем Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО). При Ющенко он был потом главой совета Национального банка Украины, министром иностранных дел страны. А при президенте Януковиче, после 2010 года — и министром экономики в правительстве Николая Азарова.
Иными словами, Петр Порошенко не имел каких-либо твердых политических взглядов, но всегда верные политические ориентиры, в результате чего был при власти, последовательно был с победителями. Порошенко всегда жил по принципу: неважно, кто ты есть на самом деле, важно, каким тебя видят окружающие, и прежде всего — власть имущие.
Казаться, а не быть
Этот принцип сыграл решающую роль и в главной победе Петра Порошенко — в президентской кампании 2014 года. За него проголосовало большинство избирателей. Это была победа в первом туре — убедительная и честная с точки зрения подсчета голосов. Но была ли она честной с точки зрения истинного отношения кандидата к своему народу?
Тех, кто поддерживал Майдан и государственный переворот, проходивший под лозунгом "Долой олигархов!", совершенно не смущало олигархическое прошлое и настоящее будущего президента. Потому что он им казался сторонником Евромайдана. Да он, впрочем, и был таким — стоял на грейдере, который штурмовал администрацию президента Януковича, по его же собственному утверждению, опубликованному в российской "Новой газете", признавал, что "спонсирует революцию едой, водой, дровами", выступал со сцены вместе с Тягнибоком и Яценюком.
Но если бы он ориентировался только на радикалов, вряд ли он стал президентом Украины.
Тем, кто хотели видеть в нем миротворца для страны, в которой тогда уже официально шла антитеррористическая операции (АТО), развязанная тогдашним и.о. президента Александром Турчиновым, Порошенко казался сторонником России, миролюбивым политиком. Так, во время предвыборной встречи со студентами Харьковского юридического университета, Порошенко заявил, что сможет наладить отношения с Россией: "Три месяца я отвожу, чтобы отношения с Россией были нормализованы". И надежда на это была: Порошенко был завсегдатаем заседаний "Посольского клуба", который в Киеве организовал Чрезвычайный и Полномочный посол России Михаил Зурабов.
Тем своим избирателям, кто был далек от политики, Петр Алексеевич казался рачительным хозяином: в стране, где за месяцы майданного противостояния резко выросла безработица и обрушилась национальная валюта, работники его кондитерского концерна "Рошен" получали стабильную зарплату, намного превышавшую среднюю по стране.
Вот секрет победы Порошенко: одним он казался сторонником Майдана и госпереворота, другим — сторонником России, третьим — заботливым хозяином. Остальные кандидаты ориентировались на разные, но сугубо "свои" группы населения (я брал тогда интервью у многих из них). А Порошенко ориентировался на всех. Говорил то, что понравится избирателям, где-то ловко промолчав, где-то смущенно намекнув.
Думаю, не случайным был отказ Петра Порошенко от прямых теледебатов с другим соискателем президентства — Юлией Тимошенко.
Теледебаты должны были пройти 22 мая, то есть за три дня до выборов. В тот момент Тимошенко не была для него конкурентом. Но она могла заставить его раскрыться. Порошенко на теледебаты не пришел — его кресло на ток-шоу у Савика Шустера осталось свободным.
Год после победы в гонке
Давайте разберемся, что же сделано за этот год?
Гражданский конфликт. Несмотря на неоднократно назначаемые сроки окончания АТО, побед нет, есть сплошные поражения. Восток не удалось подчинить, а промышленный потенциал Донбасса частично разрушен. ДНР и ЛНР фактически стали, хоть и непризнанными, но вполне самостоятельными образованиями. И остатки промышленности работают не на Украину, а на эти республики.
Да и вообще, победителей в реальной гражданской войне нет, есть только проигравшие, а это все, кто в ней участвует, потому что фронт гражданской войны проходит через их дворы, семьи и души.
Минувший год окончательно и бесповоротно разрушил государство — Донбасс уже никогда не вернется в Киев на равных условиях с остальными регионами. И вообще, вернется ли?
Финансовые и экономические результаты. Государственный долг Украины с 15 миллиардов долларов при Януковиче вырос за этот год до 75 миллиардов. И Украина уже не может не только расплачиваться по долгам, но даже их обслуживать. Верховная Рада буквально накануне годовщины президентства Порошенко предоставила кабинету министров беспрецедентное право — не возвращать долги и не платить проценты, а определять, кому Украина будет платить, а кому нет. Скорее всего, платить не будут России, отношения с которой при президенте Порошенко окончательно испортились.
В стране растет безработица, во много раз поднялись тарифы на ЖКХ, они теперь неподъемны для значительной части жителей страны. Все это усугубляется резким падением уровня ВВП: он упал на 7,6% в 2014 году и, по прогнозам, в 2015 упадет еще на 10%. Для Украины это катастрофа.
Политическая структура. Верховная Рада Украины, избранная в октябре прошлого года на волне гражданского противостояния, приняла ряд радикальных законов о так называемой "декоммунизации", еще более углубивших пропасть между юго-востоком и западом страны.
Президент подписал и эти законы, и закон о героизации воинов УПА. И заявил, что в ближайшее время подаст в раду законопроект об ответственности за непризнание этой героизации.
Но сразу после этого, отвечая на вопросы Би-би-си об отношении к украинским националистам, президент заявил, что не позволит "демонстрировать то, что будет губительным для украинской репутации". По его словам, крайние правые в Украине не имеют значительной поддержки среди населения, о чем говорят результаты президентских и парламентских выборов прошлого года, когда радикальные кандидаты получили два и три процента.
Так когда же Порошенко был настоящий? Когда подписывал закон о героизации воинов УПА? Или в интервью, когда говорил о том, что их последователи — нынешние националисты не имеют поддержки населения? А разве сам этот закон не губителен для репутации возглавляемого им государственного строя?
Пиарщики гражданской войны
Беспрецедентная пиар-компания, которая на протяжении того же года раскручивается на Украине по поводу гражданского конфликта на востоке имеет все то же методическое наполнение: не важно, что есть на самом деле, почему дончане выступили в 2014 году против киевского Майдана. Не важно, что Украина продолжает получать газ со скидками от РФ, что экономические связи с Россией не прерваны, и что даже половина продукции порошенковского "Рошена" на 50 процентов продается на российском рынке.
Важно то, что об этом говорят на Украине. А с экранов телевизоров, в СМИ, подконтрольных президенту и правительству, говорят что именно Россия — страна-агрессор, и она виновата во всех внутренних и внешних проблемах страны.
Европейские партнеры Украины, прежде всего Германия и Франция, а теперь уже и США, начали отличать истинное от кажущегося, и на прошлой неделе фактически потребовали от президента неукоснительного выполнения минских соглашений-2.
И если развитие пойдет по такому пути, то распад государства станет наиболее вероятным сценарием. И это во многом результат политики президента Петра Порошенко.
Ему хотелось казаться жестким, национально ориентированным президентом, отцом нации. Но защищал и защищает он, прежде всего, интересы тех, кто привел его к власти — националистов, чье влияние в стране и вправду ничтожно, но зато активность и во власти, и на улицах весьма заметна.
Просто Порошенко не стал президентом всей Украины, он таким только казался. А на самом деле он президент тех, кого в стране меньшинство. И в этом трагедия Украины.