Ежегодно обладателями диплома о высшем образовании Крымского гуманитарного университета (г. Ялта), а ныне Гуманитарно-педагогической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, становятся порядка двадцати студентов с ОВФЗ. Система, которая позволяет ребятам одновременно получить и высшее образование, и специальность, и рабочее место на ведущих предприятиях региона выстаивалась специалистами академии более 15 лет. О том, какие принципы обучения были заложены в эту модель, и кто может стать студентом учебного заведения, корреспонденту РИА Новости Оксане Барановой рассказал директор Гуманитарно-педагогической академии (Ялта), профессор Александр Глузман.
- Александр Владимирович, как был дан старт новому направлению – обучению студентов с ОВФЗ в стенах академии?
— В 2000 году вместе с ведущими специалистами института курортологии им. Сеченова мы начали реализацию проекта, который назывался "Создание специализированного факультета для студентов-инвалидов". Перед нами стояла задача создать условия, при которых процесс обучения должен был способствовать положительной динамики здоровья студентов. Первая группа состояла из 16 человек. В основном, это были дети с диагнозом: нарушение опорно-двигательной системы, ДЦП. Вначале мы предложили им обучение на подготовительном курсе. Когда педагоги начали с ними работать, то столкнулись с тем, что у ребят были трудности не только с освоением программного материала, но и целый ряд сложностей, связанных с психологическими, социальными и медицинскими проблемами. Мы поняли, что требуется комплексная поддержка. Поэтому в штате появились четыре группы специалистов: педагоги, психологи, социальные педагоги и врачи. Через год все 16 человек успешно поступили и стали нашими студентами.
- Как за 15 лет изменилась работа по этому направлению?
— В 2005 году в университете был создан Региональный центр для студентов-инвалидов, который создал банк данных о детях с ОВФЗ, проживающих в Крымском регионе. Специалисты центра начали работать с теми, кто уже окончил начальную школу и успешно осваивал программы среднего образования. Постепенно мы приводили членов семей к мысли о том, что в перспективе получение высшего образования возможно ребенком независимо от степени физических проблем. В 2010 году Региональный центр для студентов-инвалидов был реорганизован и впоследствии включен в Институт педагогики, психологии и инклюзивного образования. Сегодня этот Институт является региональным образовательным, научным и методическим центром, который формирует и реализует политику в области высшего образования для инвалидов.
- Многие дети с ОВЗ сами не верят в свои способности?
— До работы в вузе, у меня был опыт работы в детском доме для детей-инвалидов. Тогда, максимум, о чем думал и мечтал ребенок-инвалид – это окончить школу, получить аттестат, и, может быть, получить какую-то рабочую специальность в ПТУ. Но опыт показывает, что студенты-инвалиды не только не уступают обычным студентам, но и зачастую успешнее их осваивают учебную программу. Мы мотивируем дополнительно студентов тем, что кроме диплома о высшем образовании они получают свидетельство о приобретении рабочей специальности.
- Как проходит адаптация таких студентов?
— При реализации принципов инклюзии мы отталкиваемся от возможностей самих детей. Некоторым студентам через месяц-два, когда они начинают осваивать приемы слушания лекций, написания конспектов, возможности участия в учебной дискуссии, мы предлагаем посещать некоторые лекции в обычных группах. Другие интегрируются в обычные академические группы после второго курса. В конечном итоге, студенты с ОВФЗ оканчивают наш университет и получают диплом о высшем образовании вместе обычными студентами. Все выпускники трудоустроены и успешно работают по специальности. Мы заключаем договора с предприятиями, организациями, представители которых, зная уровень подготовки наших студентов, с удовольствием принимают этих ребят.
- У вас могут учиться ребята из других регионов России?
— Конечно! Мы хотели бы, чтобы в нашей академии учились дети со всех регионов России. Кроме возможностей обучения, в Ялте созданы прекрасные условия и для социализации молодых людей, развития их психического и физического здоровья. Любой абитуриент о ОВФЗ, желающий учиться у нас, проходит медицинскую комиссию, и если состояние его здоровья и основное заболевание не мешают обучению в вузе, то мы рекомендуем его к поступлению. Далее, он проходит такой же конкурс, как и все остальные абитуриенты.
- Что в ближайших планах вуза?
— Говоря о планах и мечтах, естественно, я должен сказать, что нам бы хотелось развивать материально-техническую базу академии и ресурсного центра для студентов-инвалидов. Но, если честно, я мечтаю о том, что в ближайшее время в Ялте на базе Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского будет открыт специализированный институт, где могли бы разрабатываться современные технологии для таких ребят. Чтобы в будущем, не приходилось доказывать детям, что они могут учиться наравне со здоровыми сверстниками. Они должны быть уверены, что на пути получения профессии и квалификации им помогут педагоги, психологи, социальные работники, родители, медики, в целом, общество.