МОСКВА, 22 мая — РИА Новости. Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект, направленный на совершенствование налогового администрирования и развитие электронного документооборота в сфере налоговых отношений при условии его последующей существенной доработки.
Пороговый показатель численности работников организаций, которые обязаны представлять налоговые декларации в электронном виде, проектом закона сокращается со 100 до 50 человек. Кроме того, вносятся изменения в порядок представления в налоговые органы документов в электронной форме, электронных копий документов, а также порядок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.
Оговаривается также, что новые формы (форматы) налоговых деклараций (расчетов, документов, применяемых при расчетах по НДС) будут вступать в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.
Заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов, представляя документ депутатам, сказал, что он подготовлен правительством во исполнение дорожной карты о совершенствовании налогового администрирования. При этом он отметил, что дорожные карты и сопровождающие их законопроекты "готовятся в тесном контакте с Агентством стратегических инициатив и бизнесом".
"Поэтому я могу сказать, что это согласованные с бизнесом позиции", — подытожил замминистра.
Замечания депутатов
Однако глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров высказал сомнения, что бизнес "буквально вот не спит сейчас и ждет, когда же мы этот закон примем". "Помните замечательные слова: "Вчера с утра от имени народа опять подорожала колбаса"? Вот это о колбасе в налоговой сфере", — обратился он к коллегам.
Сейчас налоговый орган должен ознакомить с материалами проверки налогоплательщика, в отношении которого она проводилась. Законопроектом, по словам депутата, предлагается "самый "эффективный" механизм совершенствования — это просто не знакомить налогоплательщиков" с такими материалами.
Не менее "гениальной" Макаров считает норму, согласно которой налогоплательщик при представлении в налоговые органы документов должен их перечислить и указать в прилагаемой описи наименование и индивидуальные признаки каждого документа. В результате организации, которые "представляют не сотни, а миллионы документов", должны будут описать каждый из них с указанием индивидуальных признаков, констатировал глава думского комитета.
Он заявил, что законопроект обсуждался и у премьер-министра Дмитрия Медведева, и у его первого заместителя Игоря Шувалова и что "они оба сказали: подобные нормы недопустимы". "Тем не менее вот сейчас нам втюхивают слова о том, что, оказывается, это делается по просьбе бизнеса и сделало это правительство. Неправда, это сделал Минфин", — заявил Макаров.
"По-прежнему Минфин действует в парадигме того, что все налогоплательщики — преступники. И Налоговый кодекс пишется не для того, чтобы налогоплательщики могли спокойно работать, а для того, чтобы налогоплательщиков можно было ободрать как липку или отжать их, как выжатый лимон, только в этом лимоне уже сока не остается", — полагает депутат.
"Там, где это действительно выполнение дорожной карты и указаний президента, это надо принимать и реализовывать", — согласен глава бюджетного комитета. "Но ни одна вот из этих норм, которые нам сейчас навязывают только для того, чтобы придушить наших налогоплательщиков, только потому, что в Минфине кажется, что без этого жить нельзя, не пройдет. И во втором чтении ни одна их этих норм не будет пропущена комитетом по бюджету", — пообещал Макаров.
Ответ Минфина
Шаталов выразил готовность "обсуждать при подготовке ко второму чтению все необходимые уточнения, доработки, которые здесь можно было сделать". Если есть какие-то недочеты в отношении того, каким образом налогоплательщик знакомится с документами, "у нас нет ни малейшего намерения лишить его этой возможности", заверил замглавы Минфина.
Говоря об описи документов с указанием их индивидуальных признаков, он пояснил, что при представлении, например, счетов-фактур, в описи нужно будет указать их номера. Это нужно для того, чтобы было понятно, что речь идет именно о том документе, который представляет налогоплательщик и который потом будет — в случае конфликта или если дело дойдет до суда — обсуждаться, указал Шаталов. "И бизнес с этим абсолютно согласен", — добавил он.
Кроме того, Шаталов напомнил, что является официальным представителем правительства при рассмотрении этого законопроекта, а не Минфина.