Рейтинг@Mail.ru
Бронзовые кони Гитлера: ценность не определена, хозяина нет - РИА Новости, 22.05.2015
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Бронзовые кони Гитлера: ценность не определена, хозяина нет

© AP Photo / Fredrik von Erichsen/dpa via APДве бронзовые кони художника Йозефа Торака транспортируются в Бад-Дюркхайм
Две бронзовые кони художника Йозефа Торака транспортируются в Бад-Дюркхайм
Читать ria.ru в
Дзен
Определить художественную ценность статуй в настоящее время очень сложно, поскольку изобразительное искусство Третьего рейха долгое время было негласно табуировано искусствоведами и его почти совсем не изучали, заявил профессор Кристиан Фурмайстер. Он отметил, что цена же таких произведений обычно определялась законами черного рынка.

БЕРЛИН, 22 мая — РИА Новости, Татьяна Фирсова. Специалисты затрудняются оценить художественное значение и стоимость необычной находки, сделанной на западе Германии: в городке Бад Дюркхайм найдены бронзовые скульптуры лошадей из разрушенной рейхсканцелярии.

Статуи, которые с 1989 года считались утерянными, полиция обнаружила на складе скупщика краденого. Бронзовые кони авторства известного в нацистской Германии австрийского скульптора Йозефа Торака (Josef Thorak) выполнены в натуральную величину и весят несколько тонн.

Как рассказал РИА Новости профессор Кристиан Фурмайстер (Christian Fuhrmeister) из Центрального института истории искусств в Мюнхене, определить художественную ценность статуй в настоящее время очень сложно, поскольку изобразительное искусство Третьего рейха долгое время было негласно табуировано искусствоведами и его почти совсем не изучали. Цена же таких произведений обычно определялась законами черного рынка.

С владельцем вроде бы все очевидно — им является государство ФРГ. Тем не менее непонятно, где эти статуи окажутся после окончания следствия, потому что пока никто своих прав на них заявить не пытался.

Детективная история началась после войны. Когда здание так называемой новой рейхсканцелярии разрушили, то статуи увезли из Берлина и установили на территории советской казармы в восточногерманском городе Эберсвальде. К пулевым отверстиям, полученным во время войны, добавились попытки украсить скульптуры и даже отремонтировать — коней "обновили" золотой краской прямо по металлу, а отвалившиеся хвосты кустарным способом приделали обратно. В 1988 или 1989 году статуи из Эберсвальде кто-то увез, и об их местонахождении до сих пор ничего не было известно.

В качестве подозреваемых по делу сейчас проходит 8 человек.

Искали по всей стране

Как рассказал пресс-секретарь прокуратуры Берлина Мартин Штельтнер (Martin Steltner), полиция активно занялась "лошадиным вопросом" в 2013 году, когда к правоохранителям обратилась специалист по торговле стариной.

"Ей эти статуи предложили приобрести. Она обратилась к одному детективу из Нидерландов, который занимается подобными вещами. Он тоже обратился в полицию. После этого были предприняты и другие попытки продать статуи, которые стоят миллионы. Последнее предложение было в марте этого года. Мы начали расследование в отношении посредников, предлагавших эти скульптуры для продажи", — сказал Штельтнер.

В ходе розыска полиция обыскала несколько точек в пяти федеральных землях страны — Баварии, Рейнланд-Пфальце, Северном Рейне-Вестфалии, Шлезвиг-Гольштейне и Берлине. В Северном Рейне-Вестфалии было обнаружено сразу несколько подобных предметов. В том числе кони из рейхсканцелярии, которые хранились в отдельно стоящем ангаре, как пишут СМИ, — у одного из местных предпринимателей.

Сейчас лошадей увезли из Бад-Дюркхайма, и пока они стоят на охраняемой территории полицейской части.

Почем лошади Третьего рейха?

Несмотря на то, что в прокуратуре говорят о высокой стоимости статуй, профессор Фурмайстер однозначного ответа не дает.

"Рынок произведений искусства иррационален. Соотношение "предмет — цена" необъективно, иначе не было бы таких цен на аукционе, когда за картину классического модерна предлагают сотни миллионов… Что же касается работ Торака, то для работ такого плана открытого рынка просто не существует. Все происходит "из-под полы", этим интересуется очень узкая категория коллекционеров, и если один из них достаточно жаден, а второй с ним соперничает и тоже хочет получить определенную вещь, то, очевидно, цены могут быть подняты вверх. Но, насколько я знаю, обычно цены на искусство национал-социализма, если такие произведения где-то и продаются, колеблются в пределах тысяч евро, возможно, десятков тысяч. Цену назвать сложно", — поясняет Фурмайстер. На черном рынке за бронзовых коней Торака давали до 4 миллионов евро.

"И если, например, Билл Гейтс заплатит за это 400 миллионов долларов, то это, очевидно, и будет рыночной стоимостью, но определить ее (заранее) нельзя", — уточняет эксперт.

Произведения искусства или пропаганда?

В своей гигантомании и стремлении к мировому господству Адольф Гитлер мечтал перестроить Берлин в метрополию, превратив его в так называемую Столицу мира Германию. Грандиозный проект предполагал снос одних зданий, постройку других, прокладку широких магистралей, аллей и проспектов, сооружение монументальных построек, демонстрирующих мощь идеологии национал-социализма. Министерство финансов Германии до сих пор занимает одно из сохранившихся зданий того времени — бывшей штаб-квартиры Люфтваффе.

Главным архитектором гигантского проекта перестройки был назначен Альберт Шпеер, который в том числе подготовил проект новой рейхсканцелярии. Для ее постройки тоже было снесено несколько зданий неподалеку от Бранденбургских ворот в центре города. По заказам Шпеера множество скульпторов ваяли для проекта статуи в античных традициях, которые прославляли бы нацию. В этом же духе выполнены и кони.

Фурмайстер говорит, что многие из сохранившихся произведений просто-напросто мало исследованы, и считает, что скульптуры могли бы найти свое место в каком-нибудь историческом музее, где их можно было бы изучать и показывать публике.

"Вы спрашиваете меня о том, искусство это или историческое свидетельство. Деятельность Торака, как государственного скульптора, в принципе, как и Брекера (Арно Брекер, Arno Breker), была вынесена за рамки немецкой истории искусств, ими не занимались. О Брекере есть кое-какая литература, что же касается Торака, то там все очень плохо", — сказал Фурмайстер. По его словам, до сих пор не существует ни полного списка работ этого скульптора, ни их фотографий.

"Сейчас об этом очень мало информации, что указывает на пробел в исследованиях. В свое время была предпринята попытка просто не принимать во внимание эту часть культурного наследия", — сказал профессор. По его мнению, в случае с Тораком все формальные признаки указывают именно на то, что речь идет о произведениях искусства — художник он профессиональный, критики и коллекционеры имеются. "Все условия, чтобы говорить о том, что речь идет об искусстве, а не только о китче и пропаганде, выполнены", — сказал он.

В Федеральном ведомстве госуслуг и общественных имущественных вопросов, под юрисдикцию которого теоретически подпадает дело о бронзовых статуях, говорят, в первую очередь, об "исторической значимости объектов и контекста их существования".

Хозяин не определен

Теоретически в качестве собственника скульптур выступает государство, но практически вопрос пока открыт — необходимо дождаться конца расследования.

"Я не знаю, как история повернется дальше. Есть вещи, которые были во владении национал-социалистического государства. Торак изначально сделал эти фигуры для территории партийных съездов в Нюрнберге (комплекс на 11 квадратных километрах, где проходили съезды НСДАП). Это была огромная группа статуй. Затем коней он передал Гитлеру, который выставил их перед рейхсканцелярией", — сказал профессор. По его словам, в принципе, руководство нынешней Германии могло бы предъявить претензии на эти произведения.

"Но они (власти) этого никогда не делали. Насколько я знаю, случаев, когда в отношении к искусству национал-социализма федеративная республика вдруг говорила: "Ах, ну это же наше, мы хотим это обратно!", не было", — поясняет эксперт.

В ведомстве имущественных вопросов отвечают уклончиво. "Необходимо прояснить, кто является правомерным собственником произведений. Есть указания, которые говорят о правах собственности федерации. Для того, чтобы ответить на вопрос собственности однозначно, необходимо учитывать результаты расследования прокуратуры. Оно еще продолжается", — сообщили в ведомстве.

История скульптур

После окончания войны здание рейхсканцелярии, как главный символ гитлеровской власти, было разрушено. СМИ писали, что мрамор из него пошел на постройку фойе университета имени Гумбольдта, станции метро Моренштрасе, советских мемориалов в Трептов-парке, Тиргартене и парке Шёнхольцер-Хайде в берлинском районе Панков. До сих пор эта информация не подтверждена.

"Есть такая мысль, но до сих пор документальных подтверждений нет. Некоторые вообще считают, что это слухи", — сказал РИА Новости сотрудник отдела по военно-мемориальной работе посольства России в Германии Илья Ратников. Отдел занимается советскими воинскими мемориалами и захоронениями на территории ФРГ.

В городе Эберсвальде кони впервые были замечены в 1950 году, там они украшали спортплощадку советских солдат. Туда же был перенесен десятиметровый рельеф Арно Брекера и две статуи Фрица Климша — "Галатея" и "Олимпия". Одна из работ Климша до сих пор размещена в центре Берлина — памятник медику Рудольфу Вирхову украшает площадь у крупнейшей университетской клиники "Шерите".

Спортплощадка находилась на территории советской части, но специально не охранялась. Последний раз лошадей видели на ней в марте 1989 года, об этом в одной из своих работ писала историк Магдалена Бусхарт (Magdalena Busshart). Через несколько недель после того, как в 1989 году газета Frankfurter Allgemeine Zeitung напечатала о скульптурах заметку, в издательство позвонила читательница, которая сообщила, что больше на спортплощадке ни коней, ни рельефа Брекера нет.

Газеты выдвигали несколько версий случившегося. Считалось, что статуи переплавили или вывезли в Советский Союз. В пропаже скульптур винили советских солдат и чиновника из министерства внешней торговли ГДР Александра Шальк-Голодковского.

По мнению таблоида Bild, велика вероятность того, что именно последний несет ответственность за пропажу скульптур.

"В пользу этой теории говорит тот факт, что информация о местонахождении двух коней была предложена Магдалене Бусхарт за большой гонорар. Информатор выдавал себя за бывшего сотрудника Шалька-Голодковского. Бусхарт не была готова платить, а информатор под псевдонимом "король" больше никогда не объявлялся", — заключает издание.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала