Спрос на арктические круизы к Северному полюсу растет с каждым годом — несмотря на "кусачие" цены, туристы со всего земного шара стремятся добавить к собственному списку экзотических мест планеты поход на макушку Земли на атомном ледоколе. За плечами капитана Атомфлота Валентина Давыдянца не один десяток рейсов к Северному полюсу с туристами на борту и один эксклюзивный — с олимпийским факелом. О том, кто и почему рвется в арктические широты, об экзотике Севера и туристических ритуалах он рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Анастасии Яконюк.
— Валентин Сергеевич, круизы к Северному полюсу Атомфлот начал в 1990 году, потом хотели с 2016 года прекратить рейсы, но передумали. Всегда ли был спрос на такие путешествия и кто в основном занимает каюты на ледоколе?
— Высокий интерес был всегда. И это несмотря на то, что путевки достаточно дорогие — 30 тысяч долларов в среднем. Изменился состав туристов. Когда в 1990 году ледокол "Россия" сходил на Северный полюс в первый рейс с туристами, на борту в основном были американцы — пенсионного возраста.
Те туристы, которые в первые рейсы ходили, они побывали везде, по всему миру поездили — на Южном полюсе были, и там, и тут… Для них основная задача была получить сертификат, который бы подтвердил, что они были на Северном полюсе.
А в последние годы ходят, я бы сказал, деловые люди — в основном с юго-востока Азии, очень много китайцев. Вот первые китайцы были возрастные, а сейчас они не ходят, одна молодежь. Я вам скажу, китайцы покупают самые дорогие путевки. У них динамично развивается экономика — могут себе позволить.
Много богатых людей — они просто закупают весь рейс — 120 мест одни китайцы. Через несколько лет основные туристы будут китайцы. Они в прошлом году забрасывали своими вопросами — почему закрываете рейсы? Они сейчас упорно лезут в Арктику, вот ледокол строят… Когда я с ними общался, спросил: "Где у вас лед-то?" А у нас на борту они все с фотоаппаратами бегают, я смеюсь: каждый болтик, каждый винтик снимают. Я их подкалывал: "Вы, небось, потом все фотографии сложите и как конструктор "лего" соберете ледокол".
— Как вообще появилась идея катать туристов на полюс? Пришлось ли что-то переделывать на борту для удобства туристов, ведь ваша публика — люди, достаточно избалованные экзотикой?
— Когда эти рейсы только начинались, для флота это было важно. Тогда смутные времена были, хотя бы зарабатывали деньги на ремонт, покраску ледокола и прочие нужды. Сначала "Россия" ходила, потом "Советский Союз", потом "Ямал", а с 2008 года ходит "50 лет Победы" — вот он под туристов приспособлен.
Это самый большой ледокол, там есть танцевальный зал, две сауны, ресепшн, ресторан, магазин. Получается как бы плавучий отель. Я туристам всегда говорил, когда выходили: "Вы не в круизе, а в экспедиции на Северный полюс, все трудности должны преодолевать". Есть, конечно, такие, кто считают, что они в круизе, и хотят получить сервис, как на океанских лайнерах. Я им говорю: не путайте, мы обыкновенный рабочий ледокол.
И для экипажа есть небольшие неудобства: только два человека живут в своих каютах — капитан и помощник, а остальные переселяются на верхнюю палубу, а каюты занимают туристы. Экипаж выполняет свою обычную работу. Конечно, мы не развлекаем туристов, там есть специальные люди. Есть специальные повара. Часть продуктов из-за границы привозят, часть здесь закупают, спиртное тоже. Недовольных практически не было. Угодить на некоторых на самом высоком уровне бывает непросто. А сейчас они, что называется, балдеют от возможностей ледокола.
— Сколько времени длится рейс и что особенного происходит на борту в это время? Есть ли для туристов какие-то обязательные ритуалы и традиции?
— Обычно рейс длится 11 дней. Я ходил так — из Мурманска до Земли Франца Иосифа два дня. Я через Английский канал ходил. Для людей, непривыкших к морю, может быть, некомфортно, хотя качки почти нет у "50 лет Победы" — он большой. Проходишь через пролив — острова гористые, как на Шпицбергене.
Много там всего, например, роддом белых медведей. На борту есть специальные люди, которые ведут круглосуточное наблюдение. Как заметили медведя, сразу по громкой связи объявление, независимо от времени суток. Туристы выскакивают с фотоаппаратами кто в чем, фотографируют, а некоторые так и дежурят на палубе с длиннющими объективами.
Медведей сейчас много. Я смеюсь, они, может, "Красную книгу" прочитали, что их нельзя истреблять. Стали спускаться к населенным пунктам по побережью. Многие медведи привыкли уже, идут к ледоколу, просят поесть. Сильно не пугаем, чтобы их инфаркт не хватил.
Вот до Земли Франца Иосифа доходим, медведей посмотрели, едем дальше. Там еще два дня до Северного полюса. Туристы летают на вертолете, это входит в стоимость путевки, делают фото ледокола на ходу. И вот приходим на полюс, тут отмечаемся, теперь же все со своими GPS. Главное — поймать эти 90°00'00". Ну, бокал шампанского, песни, пляски… Теперь ищем льдину, уже не на самом полюсе, на подходе смотрим, отмечаем на карте льдины.
Ледокол зарезается в ледяное поле — один якорь стоймя ставим, другой кладем — они бегают, фотографируются. Очень популярная фотография: когда с борта сбрасывают веревку, и они как будто тянут ледокол. Там уже натягивается фал, на котором флаги всех стран, из которых есть туристы, накрываются столы, устраивается барбекю.
Еще ставится указатель, делается круг, который надо пробежать. А потом останавливаемся, размываем майну (полынью) под кормой, купаются почти все. В это время плюсовые температуры, чуть выше 0. Так что те, кто окунаются в воду, получают два сертификата — за то, что побывали на полюсе, и за купание.
— Что производит самое сильное впечатление на туристов?
— Мы ходили с туристами, когда было солнечное затмение. Набились, как сельди в бочке, максимально разрешенное количество взяли на борт. Они наблюдали с борта, в районе Новой Земли, мыса Желания. Я вам скажу, я много видел фотографий, и в кино, но когда воочию, это невероятно. Море как утюгом выглажено, солнце светит, потом становится темнее, темнее, потом сумрак. И темнота! Все было подготовлено. Там были туристы, которые гоняются каждый год по всему миру туда, где затмение. Кому-то на Гаваи, кому-то на полюс.
Много туристов, которые не по одному разу ходят.
Ну и сам ледокол, конечно, производит впечатление. Кого-то приходится убеждать, что мирный атом безопасен. Японцы начинают со счетчиками бегать. Вопросы задают, конечно. А у нас фон на ледоколе меньше, чем на улице! Билеты раскупают заранее. Когда первый рейс на "России" был, пожар случился, и все закричали, что всё, мол, никто больше на полюс не пойдет. А там в кладовке боцмана горело.
Все потушили, откачали. И никто потом не боялся.
Правда, вопросы иногда смешные задают. Те же японцы, например, спрашивают: "А что вы делаете, когда цунами идет?" Ну что тут скажешь?
— Вы были капитаном в историческом рейсе, когда на полюс был отправлен олимпийский факел. Чем вам запомнился этот рейс?
— Да, нам выпала такая честь. Самим было интересно, уже полярная ночь наступила, ни одно надводное судно до полюса не доходило. Начало зимы, на границе с осенью.
Помню, вышли, штормовая погода была. Пока к Земле Франца Иосифа дошли, успокоилось. Прошли через пролив, стали отрываться, снег, метель, три раза меняли курс. Надо было выбрать, как безболезненно пройти. Как я всегда говорю, самая прямая дорога в Арктике — кривая, а самый лучший ледокол — это ветер. Та информация, которую получили, в корне изменилась. Зашли с востока по кривой на полюс. Повезло, что было минус 20, снега не было, ветер стих. Здесь нам боженька помог. Ну и счастливая звезда, везение, опыт, природа помогла.
Красочное зрелище. Дошли туда быстрее, чем в летний период, за 91 час, так что первый рекорд установили еще до начала Олимпийских игр.
Я, как капитан, привел туда ледокол и первый бежал с факелом. Ректор САФУ — вторая, потом иностранцы и Чилингаров, последний, зажигал огонь.
Иностранцам и всем показали мощь нашего флота. После флага (установленного на полюсе) началась дележка Арктики, все вдруг туда захотели, начали строить ледоколы — Южная Корея, канадцы начали обновлять флот, американцы вроде собираются…
— Какие рейсы из вашей богатой практики вам запомнились больше всего?
— Пожалуй, два таких рейса было. В 1983 году, когда была сверхтяжелая ледовая обстановка и затонула "Нина Сагайдак" (теплоход "Нина Сагайдак" в результате сжатия льдами затонул в проливе Лонга 9 октября 1983 года). Тогда вытаскивали все суда, весь ледокольный флот участвовал.
А из последних — вот этот, с факелом на борту. И не потому что там нас фотографировали или что-то еще. Мы ведь на самом деле были и здесь своего рода первопроходцами.