МОСКВА, 19 мая — РИА Новости/Прайм. Кризис в российской экономике принимает затяжной характер и будет продолжаться около пяти лет, к такому выводу пришли участники заседания Экономического клуба Института стратегического анализа ФБК.
"Некоторая адаптация экономики произошла, что и следовало ожидать. Она всегда происходит. По крайней мере то, что происходит в экономике сейчас, пока не дает поводов для оптимизма…. Цены на нефть в ближайшей перспективе не отскочат…. Мы видим, что они нащупали верхнюю границу и, по всей видимости, останутся в этом диапазоне — в районе 50-65 долларов за баррель…. Этот уровень не комфортен для российской экономики и для российского бюджета", — сказал директор этого института Игорь Николаев.
По его мнению, для скорого восстановления российской экономики необходимо возвращение мировых цен на нефть на уровень под 120 долларов за баррель. Также для этого нужны быстрые и эффективные структурные реформы и отмена санкций против РФ. Но ни одно из этих условий в ближайшей перспективе выполнено не будет.
"Специфика структурных реформ в том, что для них необходимо время. Если они даже сейчас начнут реализовываться, то эффект мы сможем почувствовать только через несколько лет. В кризис мы вошли, когда не было санкций. А выйти из кризиса с санкциями вряд ли получится. С ними можно существовать, опыт других стран может подтвердить это. Но это трудно назвать развитием", — сказал Николаев.
Без инвестиций экономика не восстановится
У частного сектора нет повода участвовать в инвестиционном процессе, а действия со стороны правительства РФ для решения этой проблемы неэффективны, считает руководитель Центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев.
"Несмотря на все оптимистические высказывания официальных лиц, как они собираются бороться со сложившимся инвестиционным климатом? Нового почти ничего нет, и непонятно как это может сказаться на бизнес-структурах в частном секторе? Почему частный сектор вдруг поверит в счастливое будущее и начнет вкладывать свои средства в реальный инвестиционный процесс? Пока ответы на эти вопросы не будут получены, говорить о каком-либо восстановлении экономики нельзя", — сказал он.
Максимальное сокращение погрузок на сети РЖД пришлось на строительные грузы, которые сократились на 21,8%, что свидетельствует о продолжающихся негативных тенденциях в инвестиционных процессах в России, отметил Николаев.
"Это та тенденция, на которую стоит обратить внимание. Уменьшение объема строительных работ отражает то, что у нас происходит с динамикой инвестиций", — сказал он.
Сыр и услуги
В сельскохозяйственном секторе увеличилось производство сыров на 31%, но при этом их качество ухудшается, о чем свидетельствует падение производства и импорта молока и одновременно с этим рост импорта пальмового масла на 44,1%, по данным на февраль 2015 года, по отношению к предыдущему периоду, заявил Николаев.
"Казалось бы, вот импортозамещение работает…. Но, если изучить внимательно ГОСТы, в производстве сыров не допускается использование жиров — там используется молоко. А вот производство сырных продуктов допускает использование жиров, в том числе и растительного происхождения, а также пальмового масла", — считает он.
В России произошло сокращение объема почти всех бытовых услуг в первом квартале 2015 года по сравнению с предыдущим периодом, отметил Николаев.
Плохие рабочие места снижают производительность труда
В России существует тенденция на снижение заработной платы вместо увольнения персонала, в итоге образуются так называемые плохие рабочие места, что сказывается на производительности труда, считает замдиректора Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Гонтмахер.
"Человек формально работает, у него есть трудовая книжка, но ему снизили зарплату на 10-15%. И он с этим соглашается — типовое поведение россиян в течение многих лет на рынке труда. Но этот сотрудник работает неэффективно и непроизводительно", — отметил Гонтмахер.
По его словам, у бюджетников зарплаты также будут сокращаться.
"Теперь не говоря уже о том, чтобы повысить заплату, держать ее на этом уровне не представляется возможным. Видимо, зарплаты у бюджетников будут снижаться. К тому же оптимизация в здравоохранении и образовании снизила качество услуг в этой сфере", — сказал Гонтмахер.