Отдание праздника Пасхи
В православной церкви "отдание" — это последний день многодневного великого праздника. Понятие "отдания праздника" встречается еще в Ветхом Завете: "В восьмой день пусть будет у вас отдание праздника; никакой работы не работайте; и приносите всесожжение…" (Чис. 29636-39)
В христианской традиции отдание праздника – это повторное воспоминание о событии праздника. В раннехристианские времена его совершали строго на 8‑й день — при императоре Константине Великом были устроены восьмидневные празднования при освящении базилик в Иерусалиме и Тире, и по этому образцу стали отмечать ежегодные церковные праздники. Первыми — еще в IV веке — стали Пасха, Троица (Пятидесятница) и, на Востоке, Богоявление, а потом и Рождество Христово.
Отдание Пасхи совершается в среду 6-й недели после праздника – в этот день заканчивается 40-дневное празднование Воскресения Христова, потому что воскресший Спаситель 40 дней был на земле и являлся ученикам и Богородице, и день отдания Пасхи был последним Его днем на земле.
В этот день верующие собираются в храме на торжественное богослужение, во время которого исполняются все молитвы и песнопения, которые поются в самый праздник. В этот день священнослужители облачаются не в красные, как в Светлое Христово Воскресение и все последующие дни, а в белые облачения и во время богослужения стоят в центре храма. К вечерне, утрене и литургии верующих созывает торжественный колокольный трезвон, а службы начинаются со свечами, кадилом и пением пасхальных песнопений, как в первый день Пасхи. Литургия завершается при открытых Царских вратах с пасхальными возгласами "Христос Воскресе!"
По традиции в этот день проходит последний пасхальный крестный ход, а Плащаницу, которая все время празднования Пасхи лежала в алтаре на престоле, после литургии священники переносят в "гробницу", где ей предстоит лежать до следующей Пасхи.
Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме в 351 году
После кончины императора Константина Великого при его преемнике Констанции, бывшем почитателем учения Ария, утверждавшего, что Христос сотворен Богом и, следовательно, во-первых, имеет начало своего бытия и, во-вторых, не равен Богу, арианство стало основной официальной ыерсией христианства в Римской империи.
Но в 325 году в Нике на Первом Вселенском соборе арианство было осуждено как ересь. А 7 мая (20 мая по новому стилю) 351 года, по преданию, в третьем часу утра в Иерусалиме на небе явилось изображение равноконечного Креста Господня, "сиявшее неизреченным светом". Свидетелем этого знамения был весь народ, "пораженный великим ужасом и удивлением". Оно появилось над Голгофой, на которой был распят Христос, и переливалось всеми цветами радуги.
Толпы жителей Иерусалима поспешили к храму Воскресения.
О чудесном явлении патриарх Иерусалимский Кирилл известил императора, увещевая его обратиться к православной вере. Как свидетельствует историк древней церкви Созомен, увидев явление Святого Креста, "многие иудеи и еллины" приняли крещение.