Рейтинг@Mail.ru
Депутаты ГД о причинах ЧП с "Протоном": кадры, производство, диверсия - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Супертег Наука 2021январь
Наука

Депутаты ГД о причинах ЧП с "Протоном": кадры, производство, диверсия

© REUTERS / Roscosmos/Handout via ReutersЗапуск РН "Протон-М" со спутником MexSat-1, 16 мая 2015 года
Запуск РН Протон-М со спутником MexSat-1, 16 мая 2015 года
Читать ria.ru в
В субботу во время запуска ракеты-носителя "Протон-М" с мексиканским спутником MexSat-1 произошла аварийная ситуация. На 497 секунде полета была зафиксирована нештатная работа двигателей третьей ступени ракеты-носителя.

МОСКВА, 16 мая — РИА Новости. Причинами очередного инцидента с ракетой-носителем "Протон-М", по мнению депутатов Госдумы, могли стать как накопившиеся в космической отрасли за много лет проблемы с подготовкой кадров, так и техническая диверсия. Кроме того, депутаты обращают внимание на сложность технологического процесса в ракетостроении.

Космический грузовой корабль Прогресс. Архивное фото
Антирекорд Роскосмоса - несколько ЧП на орбите за три недели

В субботу во время запуска ракеты-носителя "Протон-М" с мексиканским спутником MexSat-1 произошла аварийная ситуация. На 497 секунде полета была зафиксирована нештатная работа двигателей третьей ступени ракеты-носителя. Межведомственная аварийная комиссия рассмотрит причины нештатной ситуации и примет соответствующие решения. По данным "Роскосмоса", третья ступень, разгонный блок "Протон-М" и спутник связи практически полностью сгорели в атмосфере, падения элементов не зафиксировано.

Провал в подготовке кадров

"Мы, наверное, в 21 веке привыкли, все-таки с 1961 года — с первого полета человека, с 1957 года — с первого спутника, прошло очень много лет. Нам полеты в космос кажутся настолько обыденной работой, что вроде бы эти ракеты должны просто как трамваи ходить. Надо не забывать, что сейчас осваивается новый класс ракет. Но для того, чтобы осваивать более дальние слои космоса и подходить к межпланетным полетам, необходимо осваивать дополнительные устройства, которые устанавливаются на эти ракеты. Это все поисковые работы", — сказал РИА Новости глава комитета Госдумы по промышленности Сергей Собко (КПРФ).

Он подчеркнул, что существует и человеческий фактор. Депутат отметил, что в 90-е годы был колоссальный провал с точки зрения подготовки кадров в космической отрасли. "Есть сейчас или "старики", я в хорошем смысле слова, — те, кто советскую школу прошел на предприятиях космической отрасли, и еще "зеленая" молодежь. Вот этого среднего звена, которое в основном и тянет на своих плечах основные тяготы в любом производстве, у нас не осталось из-за неправильной политики еще в ельцинские времена. Это данность, от которой мы никуда не уйдем", — отметил он.

Парламентарий подчеркнул, что космическая отрасль очень непростая.

"Автомобильных аварий происходит каждый день сотни, тысячи, но никто не поднимает вопрос после каждой аварии, что что-то не в порядке в автомобилестроении", — добавил он.

Первый зампред комитета по промышленности Валерий Гартунг (СР) придерживается схожей позиции.

"Производство "Протонов" в космической отрасли — это достаточно сложный технологический процесс. И чтобы повысить надежность, нужно выстраивать сложную технологическую цепочку, и каждый процесс должен быть стандартизирован от поставщика третьего-четвертого уровня. А это очень сложный процесс, который фактически деградировал, потому что 20 лет не финансировалась (отрасль), кадры не готовились", — сказал он РИА Новости.

Президент России Владимир Путин. Архивное фото
Песков: Путину доложили о ЧП с "Протоном"

"С людей, которые сегодня пришли в эту отрасль, может быть, год-два-пять лет назад, с них спрашивать о том, что разваливалось 20 лет, достаточно сложно", — считает депутат.

Техническая диверсия

Дегтярев полагает, что к расследованию причин инцидента с "Протоном-М" должны подключиться и органы госбезопасности.

"Несколько лет все пуски были успешными. Сегодня мы видим подряд две аварии двух разных ракет накануне реформы ракетно-космической отрасли. Президент вносит в ГД законопроект о создании госкорпорации Роскосмос, и сразу падают две совершенно разные ракеты. Здесь надо, в первую очередь, работать органам госбезопасности и искать причину или вне страны или внутри отрасли, но именно с точки зрения технической диверсии. Так просто не бывает", — заявил депутат радиостанции "Русская служба новостей".

По мнению Дегтярева, чтобы исключить возможность диверсий в будущем, надо активно работать над созданием идеологии работников ракетно-космической отрасли.

"Главная составляющая сейчас — идеологическая. Каждый в отрасли должен понимать, зачем он крутит гайки, собирает ракеты или управляет предприятием — чтобы Россия была мощной державой, чтобы остановка вокруг страны была спокойной, чтобы ракеты успешно выводили спутники и аппараты в космос. Когда в голове будет это понимание, тогда никакими взятками ни из-за рубежа, ни изнутри нас не победить", — добавил он.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала