МОСКВА, 14 мая — РИА Новости. Законы о силах самообороны Японии, пакет которых был утвержден в четверг правительством Японии, являются частью японско-американской политики по сдерживанию Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), считает ведущий научный сотрудник Центра японских исследований ИДВ РАН Виктор Павлятенко.
Принципиально новым положением станет признание за Японией права на коллективную самооборону, что фактически открывает дорогу для более широкого вовлечения сил самообороны в военные действия за пределами страны. Если до сих пор Япония отказывалась от этого права, считая его противоречащим конституции страны, которая запрещает использование армии в военных действиях за границей, то после принятия законопроектов парламентом это станет возможно. Однако для использования сил самообороны необходимо отдельное разрешение парламента.
"Можно с полным основанием говорить, что принятие законов — следствие договоренностей по сдерживанию Китая, достигнутых во время визита Абэ в США", — сказал Павлятенко Sputnik.
В начале недели Япония провела первые с Филиппинами совместные маневры в Южно-Китайском море. Также на этой неделе силы японской береговой охраны проводят совместные учения с Вьетнамом.
"Все эти действия направлены на противодействие активной позиции Китая в Южно-китайском море", — сказал Павлятенко.
По его мнению, расширение сферы применения сил самообороны Японии отражает и общую политику кабинета Абэ.
"Сверхзадача Абэ и его администрации — выровнять баланс между экономической мощью Японии и ее военно-политической ролью на мировой арене. Принятие этих законов — демонстрация политической воли Японии играть более активную и всеобъемлющую роль на международной арене", — заключил он.