Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
Голосование в Конгрессе США в ночь с четверга на пятницу (по московскому времени) по поводу права президента Обамы создавать Транс-Тихоокеанское партнерство (ТТП) не будет концом скандала вокруг этой истории. А только частью процесса. Процесса долгого, хаотичного и ведущего — в дальней перспективе — к подрыву стратегических возможностей США на мировой арене. Отчего это происходит? Самый простой ответ — "что-то не то с Америкой".
Вопрос компетентности
Голосовать будут по процедурному, по сути, вопросу, который станет частью долгой склоки в коридорах власти. Президент Обама, считая заключение ТТП предельно важной стратегической задачей, попросил у Конгресса право на ускоренное заключение этого соглашения — то есть такое, при котором законодатели смогут ратифицировать или отвергнуть соглашение целиком, но не будут иметь права разобрать его на части и начать их править, месяц за месяцем.
Но в данном случае бунт подняла также часть демократов во главе с сенатором Элизабет Уоррен. Эту команду называют "левой", или как минимум близкой к профсоюзам. Ее идея в том, что свободная торговля со странами Тихоокеанского региона грозит потерей рабочих мест в США. В означенном регионе зарплаты часто бывают ниже американских, поэтому в условиях свободной торговли продукция оттуда будет вытеснять американскую с рынков самих США.
Это — вопрос компетентности законодателей. Тут была такая история: Элизабет Уоррен больше всего возмущалась тем, что соглашение о ТТП — "секретное" (а каким еще оно на данный момент может быть, если переговоры о массе чувствительных вопросов еще идут?). Тогда обамовская команда пригласила законодателей в спецхран. Да-да, секретную комнату, где можно прочитать текст соглашения, не вынося оттуда. И что интересно — на конец прошлого месяца ознакомились с ним, расписавшись в получении доступа, всего три сенатора и 40 членов палаты представителей. А мнение к тому моменту высказали весьма многие. Тот же уровень компетентности законодателей, кстати, мы видим в отношениях с Россией, хотя не только ее.
Если бы сенаторы и конгрессмены читали документы внимательнее, увидели бы, что более половины объема тихоокеанской торговли США приходится на страны, где стоимость рабочей силы сопоставима с американской. А два кандидата, где рабочая сила заметно дешевле — Вьетнам и Малайзия — это лишь 5% торговли США в регионе. И еще много фактов такого рода могли бы зафиксироваться в сознании.
Это сейчас самая популярная в Вашингтоне история, наряду с загадочной массовой гибелью американских пчел (и правда ведь никто не знает, в чем дело) и поездом, сошедшим с рельсов в Филадельфии. Все три воспринимаются в СМИ однозначно как признак кризиса, внутриамериканского развала и распада.
Их золотой стандарт
То был внутренний фактор. Теперь посмотрим, как он повлияет на положение США в мире. ТТП — идея во многих смыслах замечательная. Это модель американского стандарта в ведении бизнеса, приглашают в партнеры ТТП 11 стран, которые объединяет главное: среди них нет Китая. Ну, и России, понятно.
Экономический смысл ТТП сомнителен, с учетом того, что туда должны войти союзники США в Азии (Австралия, Япония и другие), которые и так либо имеют с Америкой свободную торговлю, либо согласны на какие угодно американские стандарты. Главное в этой истории — политика.
"В военном плане китайцы стараются заблокировать Америке доступ в тихоокеанский регион и этим отделить США от союзников.
Экономически Китай хотел бы превратить Азию в регион под китайской гегемонией, где ключевые экономические связи замыкаются на Пекине. В таком мире США проигрывают — они оказывают дорогостоящую поддержку союзникам, пока Китай пожинает экономические плоды, завоевывает сердца, умы и кошельки региональных игроков" (такова оценка эксперта Института Брукингса Роберта Кагана).
По ходу конференции всплывало многое, что малайзийцам не нравится. Например, американские идеи по поводу продаж табака или цен на лекарства. Это связанные вопросы, поскольку глобальная антитабачная кампания — проект американского медицинского лобби, которое попросту будет диктовать свою политику целой стране. А ведь это только одно лобби, пусть и очень сильное. И еще есть много подобных "мелочей". Включая ту, что членство в ТТП непопулярно в народе.
Вывод ключевого выступающего, главы института исследований АСЕАН Мунира Маджида: страна не может полагаться только на ТТП или аналогичную китайскую идею (таковая имеется, ТТП наоборот — то есть без США). Стране следует поддерживать баланс и не зависеть ни от кого. Вступать можно куда угодно, но лишь выторговывая себе выгодные условия.
А вот теперь представим себе, как реагируют кандидаты в ТТП на усиливающийся в Вашингтоне политико-административно-законодательный хаос (не говоря о пчелах и поездах). Они, значит, ведут переговоры за выгодные условия членства в ТТП, а потом Конгресс мало того что может не поддержать соглашение (это-то нормально), а разобрать его на части и начать переделывать заново. Вот такое партнерство.