МОСКВА, 13 мая — РИА Новости. Госдума в среду приняла в первом чтении законопроект "О добровольном декларировании физическими лицами имущества и вкладов в банках", который предполагает амнистию переводимых из-за рубежа капиталов.
Глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров сообщил, что Госдума может принять во втором и третьем чтении законопроект на следующей неделе.
Документ разработан правительством после президентского послания Федеральному собранию и предусматривает создание правовой основы для проведения в 2015 году в России добровольного декларирования имущества и банковских счетов, в том числе оформленных на номинальных владельцев.
Согласно проекту, в налоговые органы до 31 декабря 2015 года необходимо подать специальную декларацию, на которую будет распространяться режим налоговой тайны, а содержащиеся в ней сведения могут быть переданы лишь самому декларанту — для подтверждения факта декларирования. В рамках программы добровольного декларирования россияне смогут оформить в свою собственность имущество, переданное ранее номинальным владельцам, и заявить о таком имуществе в декларации.
Участники программы освобождаются от уголовной, административной и налоговой ответственности в определяемых законом пределах в отношении правонарушений, совершенных до 2014 года, предполагает действующая редакция. Однако амнистия не будет распространяться на тех, кто уже осужден или в отношении кого возбуждено соответствующее уголовное или административное дело.
Тем не менее, Макаров в среду отметил, что комитет по бюджету предлагает при подготовке законопроекта об амнистии капиталов ко второму чтению распространить действие амнистии на имущество и капиталы, зарегистрированные до 1 января 2015 года, а не до 2014 года, как сейчас.
Программа не затронет "серые капиталы", укрываемые в самой России.
Данный законопроект стал естественным продолжением решений, направленных на деоффшоризацию российской экономики, считает вице-спикер Госдумы Сергей Неверов, который является одним из инициаторов пакета законов, входящих в понятие "контролируемая иностранная компания". По его мнению, Главная задача документа, которая может быть скорректирован ко второму чтению, — возможность задекларировать имущество вне зависимости от местонахождения его юрисдикции, и платить налоги в российскую казну.
Предложения к последующей доработке
Учитывая специфику объекта декларирования, бюджетный комитет считает целесообразным при доработке ко второму чтению перечислить в законопроекте те статьи Уголовного кодекса, от ответственности по которым освобождаются декларанты. Перечень соответствующих статей предлагается согласовать с представителями FATF.
Бюджетный комитет считает, что раскрытие информации о номинальном собственнике и о фактическом собственнике не должно сопровождаться обязательной передачей имущества от номинального владельца фактическому. Номинальный и фактический собственники по своему желанию должны иметь возможность переоформить свои права: в РФ — в особом порядке перерегистрации, в иных странах — в порядке, предусмотренном местным законодательством. Для реализации этого предложения может потребоваться изменение гражданского законодательства РФ, регламентирующего регистрацию прав на объекты имущества.
В законопроекте предлагается установить запрет на проверку источников происхождения имущества (банковских счетов), включенных в декларацию, за исключением случаев, предусмотренных законом о противодействии легализации преступных доходов. В этом случае проверка проводится Росфинмониторингом в пределах своей компетенции.
Гарантии непривлечения к налоговой, административной и уголовной ответственности, сохранения налоговой тайны и другие гарантии при соблюдении всех устанавливаемых условий, по мнению членов бюджетного комитета, должны иметь бессрочный характер. При этом дополнительно должен быть обсужден предельный срок совершения декларантом или номинальным владельцем деяний, в отношении которых предоставляются гарантии непривлечения к налоговой, административной и уголовной ответственности.