Вознесение Господне
Праздник в память вознесения Христа на небеса, совершившегося, по преданию, на Масличной горе близ Вифании, приходится на сороковой день после Пасхи.
Согласно книге Деяний святых апостолов Иисус после своего Воскресения "в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием", а затем собрал апостолов в Иерусалиме и повелел им не расходиться сказав: "вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым". После этого "Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо"(Деян. 1-9-11).
О Вознесении Господнем кратко рассказано и в заключительных главах двух Евангелий – от Марка (Мк. 16:19-20) и от Луки (Лк.24:50-53).
Иконографическое отображение этого события, описанного в Деяниях апостолов, можно обнаружить на диптихах (складнях) и фресках V века.
В католической церкви Вознесение относится к числу великих праздников. С ним связано несколько особых обрядов, включающих благословение бобов и винограда во время мессы, тушение пасхальной свечи, торжественные процессии. Для наглядного представления народу самого события Вознесения Христова на небо в некоторых римско-католических церквах совершается ритуал поднятие статуи Христа до самого потолка храма.
Преподобный Пафнутий Боровский
Внук татарского баскака, принявшего православие и оставшегося жить на Руси в пожалованном ему селе Кудиново неподалеку от Боровска, Пафнутий двадцать лет прожил в Покровском монастыре в селе Высокое в послушании у Никиты Серпуховского, ученика преподобного Сергия Радонежского.
Преподобный Сергий вошел в историю Русской церкви, окруженный сонмом своих учеников — до одиннадцати из них еще при его жизни стали основателями монастырей, неся заветы своего учителя в разные концы русской земли — на юг, в Москву, в ее городские и подмосковные обители, и на север, в лесные пустыни по Волге и в Заволжье.
Уже через семь лет такой духовной школы Пафнутия избрали игуменом, но около 1440 года он тяжело заболел и, готовясь к смерти, даже принял схиму, а выздоровев, отпросился "на покой", съездил в Троице-Сергиеву лавру и поселился в уединении на берегу реки Протвы, напротив своего прежнего монастыря.
Однако очень скоро вокруг подвижника собралась новая братия, и началось строительство деревянного храма в честь Рождества Божией Матери. 1444 год считается датой основания монастыря преподобного Пафнутия Боровского, который он называл домом Пречистой Божией Матери. До глубокой старости — более тридцати лет – был он его игуменом, собирая и воспитывая братию в послушании и страхе Божием.
Сохранение строгого общежития всегда давалось на Руси с большим трудом — оно предполагает суровую дисциплину и внимание к букве устава, и игумену поневоле приходилось проявлять строгость, чтобы этого добиться.
Монастырь, который основал Пафнутий, был всего в двух верстах от города, и трудовой, хозяйственный уклад жизни был продиктован жизненной необходимостью. Юный Иосиф Санин – будущий Иосиф Волоцкий, — придя в Боровскую обитель, застал игумена за рубкой дров в лесу, а сказание о кончине Пафнутия, составленное его любимым учеником Иннокентием, начинается с того, как старец позвал его к пруду, на прорванную плотину, и "начат мя учити, как заградити путь воде".
Пафнутий не был суровым аскетом, но был строг во всем, что касалось соблюдения устава, особенно церковного правила и благочестия. Блюститель канонов, он не пожелал признавать митрополита Иону, избранного без утверждения греческого патриарха, хотя знал, что подвергнется за это строгому наказанию. Ученикам своим он внушал благоговейный страх.
Пафнутий был суров и к мирянам, даже перед смертью отказывался принимать дары князей и бояр. Но он внушал им такое уважение, что дары все равно щедро текли в его обитель.
Почитание его в великокняжеском доме сделало его как бы фамильным святым московских князей. Считалось, что Иван Грозный был рожден по молитвам святого Пафнутия. Сам царь называл имя преподобного в ряду величайших московских святых — Сергия и Кирилла. Да и Пафнутий любил московский княжеский дом, хранил в памяти предания о московской старине, о добродетелях Ивана Калиты и делился ими в кругу учеников.
Иосифа Волоцкого, когда тот двадцати лет от роду пришел в Боровск, игумен Пафнутий взял к себе в келью и воспитал в своей суровой школе послушания, а умирая, избрал его своим преемником. И великий князь Иван Васильевич, которому "вручил" свой монастырь Иосиф, утвердил его выбор.
Скончался преподобный Пафнутий 1 мая (14 мая по новому стилю) 1477 года, прожив 82 года и собрав 95 человек братии, а уже в 1547 году он был прославлен Русской церковью в лике святых.